Остались вопросы

Экономическая эффективность использования шланговых систем для транспортирования и внесения жидких органических удобрений

Михаил ЛЕОНОВ, Ирина ЩЕГОЛЕВА, Наталья Хавруник, ООО «Машиностроительный завод «ПОТОК»

 

С каждым годом применение шланговых систем для использования жидких органических удобрений на основе навоза становится все более оправданным с экономической точки зрения. Мировая практика показала, что транспортирование любых жидкостей, будь то вода или нефть, гораздо выгоднее с использованием гидромеханического оборудования – насосов, трубопроводов. Навоз тоже не является исключением. При работе с жидкими органическими удобрениями требуется дополнительная операция: внесение на поля – как заключительный этап технологии их почвенной утилизации.

 

Жидкий навоз является ценным удобрением, но из-­за больших объемов рентабельность его использования зависит от:

­ правильно рассчитанных норм внесения и достаточности для этого площадей;

­ расстояний до полей внесения;

­ применяемого оборудования.

 

Сравнительные эксплуатационные затраты технологий использования жидких органических удобрений


В настоящее время в основном применяются две технологии транспортирования и внесения на поля жидкого  навоза – мобильный транспорт и шланговые системы с буксируемым шлангом.


Рассмотрим несколько вариантов расчета эксплуатационных затрат (дизельное топливо и зарплата обслуживающего персонала) на 1 м3 органического удобрения:


­ при использовании мобильного транспорта,

­ при приобретении шланговой системы,

­ при аренде шланговой системы.


В расчетах учитываются расстояния транспортировки, вид и тип навоза. При расчетах были предварительно определены средние расстояния транспортирования, производительности шланговых систем и мобильных агрегатов, время работы технических средств по каждой технологии. Для достоверного сравнения вариантов принято поверхностное внесение удобрений.

 

Стоимость аренды оборудования принята из расчета объема внесения 50 тыс. м3 – 35 р./м3. Приувеличении объема цена уменьшится до 25 р./м3, при уменьшении – может несколько возрасти.

 

CeC3(17)_vnutr_22_tab. 1.jpg


Расчеты показали, что ориентировочные эксплуатационные расходы на транспортирование и внесение жидкого неразделенного навоза КРС 95 % влажности при максимальном расстоянии до крайних полей в 2 км с использованием шланговых систем оказались почти в 3,5 раза ниже, чем при внесении цистернами объемом 16 м3.


При увеличении расстояния до крайних полей до 4 км расчетные эксплуатационные затраты на транспортирование и внесение навоза возрастают по всем вариантам технологий, но соотношение меняется незначительно.


CeC3(17)_vnutr_23_1.jpgCeC3(17)_vnutr_23_2.jpg


При транспортировании свиного навоза, жидкой фракции навоза КРС и свиней разница между применяемыми технологиями еще больше возрастает.


Это связано с тем, что содержимое цистерн не влияет на экономические показатели, а при перекачке жидкостей с меньшей вязкостью субстрата увеличивается производительность. В результате уменьшается время работы шланговой системы для транспортирования заданного объема навоза и сокращаются эксплуатационные расходы.

 

Несмотря на уменьшение затрат на транспортирование и внесение жидкой фракции навоза, не стоит делать преждевременные выводы – о работе с фракциями навоза после сепарирования будет сказано ниже.


Приобретение шланговых систем требует вложений. Но если сравнить разницу эксплуатационных издержек по вариантам технологий на объем перекачки разных видов органических удобрений 135–150 тыс. м3 для средних предприятий, для которых достаточно шланговой системы длиной 2 км, и крупных, которым требуется 4­-километровая система на объем 160–180 тыс. м3, то становится очевидно, что выигрыш от экономии на эксплуатационных расходах при внесении данных объемов навоза покрывает стоимость приобретения шланговой системы.


Аренда шланговых систем также имеет экономическое преимущество по сравнению с использованием мобильного транспорта.


Ценность жидких органических удобрений


Внесение жидких органических удобрений с помощью шланговых систем – это выгодное мероприятие. Стоимость шланговой системы сравнима или даже значительно меньше стоимости минеральных удобрений по эквиваленту действующих веществ в годовом объеме выхода навоза со средних и крупных животноводческих предприятий.


Так, с молочного комплекса на 2200 коров и свинокомплекса мощностью 50 тыс. свиней в год расчетный годовой выход питательных веществ в переводе по действующим веществам соответствует минеральным удобрениям общей стоимостью примерно 20 млн. рублей.


Тут нужно оговориться: минеральные удобрения применяются в меньших дозах, чем в нашей стране вносится навоз из расчета норм биогенных элементов. Но, несмотря на это, при рациональном использовании питательных веществ, содержащихся в навозе, стоимость шланговой системы, даже с учетом эксплуатационных затрат, может окупиться в первые годы эксплуатации за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

 

Экономическая целесообразность разделения навоза на фракции


Целесообразность разделения навоза на фракции продиктована не экономическими причинами, а обоснована планами использования твердой фракции, особенностями транспортирования жидкости и другими местными условиями хозяйства или установленными требованиями.


В 2012 году были проведены сравнительные экономические расчеты капитальных затрат для свинокомплекса на 2500 свиноматок с целью выбора оптимальной технологии подготовки.


Расчеты показали, что капитальные затраты на сооружения и оборудование для подготовки и почвенной утилизации навоза при его сепарировании выше, чем при технологии использования неразделенного навоза, даже несмотря на увеличение объема лагун под годовое выдерживание неразделенного навоза для его дегельминтизации.


Расчетные капитальные затраты на технологию подготовки, хранения, транспортирования и внесения навоза с помощью шланговых систем без разделения навоза на фракции составили 60,4 млн руб., с применением сепарации – 72,7 млн руб. в ценах 2012 года.


Для оценки целесообразности применения сепарации навоза приведем результаты сравнительных расчетов эксплуатационных затрат на транспортирование и внесение фракций навоза и удобрения, полученного из неразделенного навоза.


Перемешивание содержимого лагун не учитывалось, так как оно необходимо и для жидкой фракции, иначе произойдет их забивание осадком.


При разделении навоза большая часть азота общего (70–80 %) переходит в жидкую фракцию навоза, соответственно и уменьшаются площади для внесения жидкой фракции, в связи с этим длина шланговой системы не менялась для вариантов технологий.


Твердая фракция также требует площадей для внесения, и в расчете принято, как обычно применяется на практике – на ближние поля вносится жидкая фракция, а твердые виды удобрения вывозятся на более дальние.


При расчетах предварительно были определены объемы фракций навоза, производительности шланговых систем при работе с неразделенным навозом и его жидкой фракцией, а также разбрасывателей твердой фракции.


В расчетах при внесении неразделенного навоза принималась большая мощность трактора для внутрипочвенного внесения (300 л.с.), чем при внесении жидкой фракции навоза (200 л.с.), так как немедленная запашка жидкой фракции, как правило, не обязательна.

 

CeC3(17)_vnutr_23_tab. 2.jpg


    CeC3(17)_vnutr_24_tab. 3.jpg


CeC3(17)_vnutr_24_tab. 4.jpg

 

Экономические расчеты показали, что расходы на транспортирование и внесение органического удобрения на основе неразделенного навоза ниже, чем при работе с фракциями навоза.


Так, эксплуатационные затраты на транспортирование и внесение всего объема неразделенного навоза свинокомплекса на 2500 свиноматок с помощью шланговой системы составили 3,8 млн руб., а суммарные затраты на фракции при сепарации – 5,07 млн руб., в т. ч. 2,8 млн руб. на жидкую и 2,27 млн руб. на твердую фракцию.


По молочной ферме затраты на внесение неразделенного навоза составили 2,8 млн руб., а затраты на фракции при сепарации разделились примерно поровну и в сумме составили 3,4 млн рублей.


Только затраты на транспортирование и внесение неразделенного навоза оказались в 1,2–1,3 раза ниже, чем фракций навоза при технологии сепарации, но при сепарации еще очень много дополнительных расходов на подготовку навоза:


·         затраты, связанные с эксплуатацией сепаратора (зарплата обслуживающих сотрудников, оплата электроэнергии, стоимость замены сит);

·         затраты на содержание техники для сбора и транспортировки твердой фракции из­под шнека сепаратора на площадку буртования;

·         затраты на проведение работ по ворошению твердой фракции на площадке буртования;

·         затраты на проведение работ по погрузке твердой фракции;

·         затраты на проведение работ по заделке в почву твердой фракции навоза.

 

CeC3(17)_vnutr_25_1.jpg


Сравнительные экономические расчеты показывают, что технология подготовки и использования органического удобрения на основе неразделенного навоза свиней выигрывает по капитальным и эксплуатационным затратам по сравнению с технологией сепарации навоза. С позиций экономической целесообразности сепарирование жидкого навоза не имеет смысла при использовании шланговых систем.


Оценка сравнительных эксплуатационных затрат по технологиям транспортирования и внесения навоза показывает, что для средних и крупных животноводческих предприятий приобретение шланговых систем экономически оправданно даже без учета капитальных вложений на приобретение мобильных агрегатов.


Аренда шланговых систем также имеет выгоду по эксплуатационным издержкам по сравнению с мобильным транспортом для всех типов предприятий, начиная с относительно мелких и заканчивая крупными.


При рациональном использовании питательных веществ, содержащихся в органическом удобрении на основе навоза, затраты на приобретение и эксплуатацию оборудования шланговых систем окупаются уже в краткосрочной перспективе.

 

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.