Остались вопросы

Максим ЧЕКУСОВ: «Закрытие границ – это открытие новых возможностей для тех, кто не побоится выйти из зоны комфорта»

Одних кризис выбивает из колеи, другим дает шанс для развития. Закрытие границ из-за пандемии COVID-2019 и валютная волатильность – хороший стимул к импортозамещению, возможность обратить внимание на те ниши в сельском хозяйстве, которые пока «проседают». О перспективных направлениях для агробизнеса, работе предприятий в новых условиях и начавшейся посевной – наш разговор с руководителем ФГБНУ «Омский АНЦ», кандидатом технических наук Максимом ЧЕКУСОВЫМ.


- Максим Сергеевич, какие направления сельскохозяйственного производства могут оказаться более востребованными на фоне закрытия границ?


- Сейчас сложно что­то прогнозировать, потому что мы не знаем, как развернется ситуация дальше – какие масштабы приобретет пандемия в России, какие меры предпримет наше правительство, как долго будут закрыты границы стран и регионов внутри РФ. Поэтому в первую очередь нужно делать ставку на качественную продукцию – если мы говорим о растениеводстве, то это не просто вырастить фураж, а предложить на рынок кондиционную культуру – чистую, с хорошими параметрами. Стараться вырастить пшеницу как можно лучшего качества – к примеру, с клейковиной за 30. И конечно, нужно уходить от монокультур, у нас этим многие увлекаются. Сегодня в ряде хозяйств доля пшеницы в общем объеме посевов уже менее 30% – думаю, это совершенно правильно с точки зрения как севооборота, так и распределения рисков.

 

- На какие продукты можно ожидать подъема спроса в этом году?


- Это зависит опять же от того, что будет происходить с границами, но уже сегодня очевидно (и власти дают такой прогноз), что борьба с вирусом на территории России будет продолжаться до августа и какие­то ограничения точно будут действовать. Вероятно, в этот период люди будут испытывать трудности с финансами и экономить на продуктах питания, возникнет повышенный спрос на недорогие крупы и макаронные изделия. Думаю, будет востребована соя и продукты ее переработки, в том числе соевое масло, жмыхи и шроты, – потому что, во­первых, это кормовая культура, а, во­вторых, производные сои активно применяются в пищевой промышленности.

 

- На ваш взгляд, какие сельхозкультуры сегодня остаются без должного внимания? Что мы могли бы производить внутри страны, в том числе в Сибири, а не завозить из других стран?


- Конечно, овощная группа у нас мало возделывается. Мы мало занимаемся капустой, луком, морковью, свеклой, зеленью, особенно в открытом грунте. Есть примеры, но они единичные. При этом сегодня растет спрос на дачную недвижимость, и мы прогнозируем, что население будет больше выращивать у себя на огородах этих овощей.


По масличным, таким как рапс и лен, могу сказать, что если закроются границы, то мы увидим обвал цен на эту продукцию. Потому что данные культуры востребованы в первую очередь странами Азии и Западной Европы. Да, риски есть, но рисковать надо, тем более посевы уже спланированы.


Беда в том, что аграрии не спешат осваивать те ниши, которые пока свободны, предпочитая выращивать привычные культуры. Ведь для нового направления нужны определенные компетенции, необходимо вникать во все нюансы, технологии. Например, те же чеснок или лук требуют организации микрокапельного полива, для посадки моркови нужны современные высокоточные сеялки, а для ее уборки – специальные комбайны. Придется выйти из зоны комфорта и зайти в ту нишу, которая тебе непонятна, неизвестна, изучить новое дело и с нуля добиться в нем успеха. Гораздо проще заниматься пшеницей. В то же время, вспомните, как все разом «бросились» в рапс – и сразу обожглись, потому что не ожидали такого количества вредителей. Некоторые предприятия едва не обанкротились и быстро перешли на менее прихотливый масличный лен. Поэтому здесь нужно учиться и не стоит сразу замахиваться на какие­то огромные площади. Пробовать надо, но постепенно – дав себе время хорошо разобраться в новой культуре. А интересных направлений много. В последние годы становится все более востребованной горчица. Очень перспективны травы: сегодня повышена господдержка для тех, кто выращивает качественные кормовые культуры – известного происхождения, с названием сорта, номером репродукции. Потому что качественные корма – это залог хорошего мяса, молока, яиц.

 

- Сегодня много говорят о развитии тепличного хозяйства и плодово­ягодных культур в России. В этой области у сибиряков какие перспективы? При каких условиях мы смогли бы эффективно замещать импорт на этом рынке?


- Конечно, по теплицам омичи работают в разы слабее, чем та же Новосибирская область, где ежегодно десятки гектаров вводятся. Очень активно работают тепличные комбинаты Казахстана и завозят нам недорогую продукцию – томаты, огурцы. При том объеме теплиц, что есть в Омске, сложно планировать какое­-то серьезное развитие.


Если говорить о плодово­ягодной продукции, то, конечно, яблони в Сибири мы вряд ли сможем вырастить, но что касается ягод – клубники, жимолости, смородины, то даже у Омска здесь есть неплохие перспективы. Этим направлением мы уже занимаемся. Как свежие, так и замороженные ягоды будут востребованы, и на этом виде бизнеса можно заработать.

 

- В марте мы увидели ажиотажный спрос на ряд продуктов долгого хранения. Возможен ли дефицит каких­то продуктов на фоне пандемии?


- Сложно сказать, но, думаю, что страна и Омская область, в частности, постараются произвести продукции не меньше, чем в прошлом сезоне, а может, даже больше, потому что минеральных удобрений мы приобрели на 20% больше. Главный синоптик страны нас, конечно, озадачил, когда доложил президенту, что будет аномально жаркое лето. Омские синоптики обещают погоду в пределах нормы, однако столь ранняя весна, как в этом году, обычно является предвестником засухи. Возможно, в ряде районов будут проблемы с урожайностью. Конечно, поскольку мы вносим в этом году больше удобрений, хотелось бы, чтобы природа побаловала нас дождями и они сработали. В то же время в засушливые годы обычно бывает меньше проблем с вредителями, тем более что рапса в этом году мы посеем значительно меньше – а это позитивный момент. Но зато в два раза выросла доля озимых, находящихся в группе риска по вредителям, поэтому нужно будет внимательно следить за соседними с ними посевами.

 

- Как повлияют новые условия (пандемия, самоизоляция, обвал рубля) на работу аграриев в начавшемся полевом сезоне?


- Риски от пандемии очень высокие. Аграриям нужно принимать все меры, чтобы не допустить вспышки заболевания на своем предприятии. Если такое произойдет и весь коллектив посадят на карантин, это может стать трагедией для хозяйства. Ряд предприятий могут просто сорвать посевную, потому что многих сотрудников (тех же механизаторов, работающих на сложной технике) просто некем будет заменить.


Могу сказать, что обвал рубля уже повлиял на работу селян. Выросли, хоть и немного, цены на удобрения, на 6­10% подорожали средства защиты растений. Поставщики импортной техники тоже были вынуждены поднять цены. Радует то, что власти – и федеральные, и региональные – сегодня поддерживают нашу сферу. Процесс продолжается, предприятия работают, посевная с 10 мая уже перейдет в интенсивную фазу. В целом наука оптимистично смотрит на ситуацию. Думаю, существующие кризисные явления не смогут серьезно повредить отрасли, а в нынешний сезон мы получим достойный урожай и создадим хороший задел для обеспечения продовольственной безопасности региона и страны.

   

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 2(16) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.