Авария в Норильске
Разлив топлива на ТЭЦ-3 вызван нарушениями при строительстве и эксплуатации аварийного резервуара.
«Авария стала следствием взаимосвязанных технических и организационных нарушений, допущенных как на этапе строительства резервуара, так и при его эксплуатации. В результате инженерно-геологических исследований грунтового основания в зоне обрушения выявлены упущения в проектировании и недостатки при строительстве свайного основания резервуара, вследствие чего часть свай не опиралась на скальный грунт, что привело к неравномерному распределению нагрузки», – сообщили в Ростехнадзоре по итогам проверки. При этом признаки деградации мерзлоты под фундаментом и на примыкающей территории не обнаружены, подчеркивают в ведомстве.
В 2015 году Норильско-Таймырская энергетическая компания вывела резервуар в ремонт, а в 2019 году возобновила его эксплуатацию без уведомления контролирующих органов и соблюдения требований промышленной безопасности. Компания не обеспечила производственный контроль на предприятии на достаточном уровне, не осуществляла периодическое техническое освидетельствование фундамента и не выполняла необходимые действия для поддержания работоспособного и исправного состояния сооружений.
«После капитального ремонта, при проведении гидравлического испытания были допущены просчеты, и, как следствие, почти половина от общего количества свай основания резервуара получила нагрузки, превышающие несущую способность», – отметили в ведомстве. Ряд нарушений допустила и экспертная организация, которая работала с резервуаром.
В частности, компания недостаточно проанализировала соответствие документации на строительство свайного фундамента и документов, которые удостоверяют качество конструкций и материалов. «При этом был сделан вывод о возможности применения резервуара вплоть до сентября 2022 г. включительно и выдано заключение, разрешающее увеличение уровня налива на четверть», – добавили в Ростехнадзоре.
Искусственная нефть
«Роснефть» создала установку для производства синтетической нефти.
Лабораторная установка по преобразованию метана в синтетические жидкие углеводороды сконструирована учеными исследовательского центра «РН-ЦИР». Установка успешно провела пробег по выпуску синтетической нефти, а сама технология компании по получению синтетической нефти из попутного нефтяного газа прошла серию экспертиз, в том числе международную, и была оценена как высокотехнологичное современное решение процесса.
По своим параметрам синтетическая нефть более экологична, чем природная, и при смешивании с природной нефтью улучшает ее качество. Сегодня специалисты компании готовятся к созданию опытной установки уже на месторождении – для проведения испытаний в реальных производственных условиях. При наличии такой установки на удаленных месторождениях, куда по зимнику или самолетом необходимо завозить горюче-смазочные материалы для дизель-генератора или для транспортных средств, получаемое на месте дизельное топливо из синтетической нефти будет значительно дешевле.
Завод на Луне
Японское агентство аэрокосмических исследований планирует к 2035 году построить на Луне завод по производству водородного топлива.
Предприятие будет располагаться в районе южного полюса спутника Земли. Там, предположительно, находятся залежи льда, из которого будут получать питьевую воду, кислород и водород. Последний можно применять в качестве топлива для перемещений как по самой Луне, так и для полетов между ней и окололунной космической станцией.
По предварительным расчетам ученых, для этого понадобится от 21 до 37 тонн воды. Создание подобного завода дало бы возможность значительно снизить затраты на транспортировку топлива с Земли. Кроме того, успешная реализация проекта поможет ускорить темпы освоения Луны и космоса.
Изучая водород
В Губкинском университете создадут первый в стране научно-образовательный центр водородной энергетики.
«Водородная энергетика – это тренд, который, по сути, существует на бумаге и в выступлениях. Но к 2050 году
в Западной Европе планируется производить до 10 млн тонн водорода. Много это или мало? Относительно много – в 30 раз больше, чем производится сейчас. Однако 10 млн тонн энергетического продукта – очень мало по сравнению с сотнями миллионов нефти и сотнями миллиардов кубометров метана. Но мы поддерживаем развитие возобновляемых источников энергии, поэтому на базе университета фактически стартовал научно- образовательный центр водородной энергетики», – рассказал ректор РГУ нефти и газа имени (НИУ) им. И. М. Губкина Виктор Мартынов, обращаясь к абитуриентам на дне открытых дверей.
В университете сейчас проводится целый ряд научных исследований на эту тему совместно с нефтегазовыми компаниями. Несмотря на общий тренд в сторону ВИЭ, по мнению Виктора Мартынова, будущее остается за нефтью и газом: «Даже в отдаленной перспективе доля водородной энергетики не может быть больше 5–10 %, так же как и возобновляемых источников в целом. Абсолютное потребление все равно связано с углеводородами».
Роботы на дорогах
Беспилотный электромобиль запущен на месторождении в ХМАО.
«Газпром нефть» приступила к опытно-промышленной эксплуатации беспилотного электромобиля «ГАЗель NEXT» на южной части Приобского месторождения в Югре. Автомобиль полностью автономен и передвигается по заранее оцифрованным маршрутам.
Работа организована таким образом, что сотрудник склада в режиме онлайн оформляет заказ на перемещение грузов и выбирает пункт назначения. Система автоматически определяет ближайший автомобиль, направляет его на погрузку и далее по маршруту. Выполнив задачу, беспилотник возвращается на склад или на место стоянки. Один диспетчер может контролировать движение сразу 10–15 беспилотников.
Возможности роботизированного транспорта испытываются в реальных условиях: он перевозит грузы по внутрипромысловым дорогам наравне с другими участниками движения. В программном обеспечении использованы алгоритмы искусственного интеллекта, которые позволяют машине безопасно передвигаться по различным дорожным покрытиям даже при полном отсутствии дорожной разметки.
Применение беспилотных машин позволит сократить себестоимость перевозок на 15 %, увеличить скорость подачи автомобиля и обеспечить круглосуточную безопасную работу.
«Навигатор» для бурения
В Пермском политехе создали «навигатор» для бурения нефтяных скважин.
Система на основе оптоволоконных гироскопов автоматически контролирует направление бурения без остановки работы и повышает его точность. У технологии нет аналогов в России и в мире.
«Сейчас при строительстве «сложных» скважин применяют роторные управляемые системы. Они позволяют контролировать и изменять направление бурения, не останавливая работу. Чтобы определить, где находится долото, специалисты используют телеметрические системы. Волоконно-оптические гироскопы – самые точные и высокотехнологичные датчики для этого оборудования. Мы разработали «навигатор» для прокладывания скважин на основе твердотельных гироскопов», – рассказал доцент кафедры нефтегазовых технологий ПНИПУ Александр Мелехин.
По словам ученых, датчики, расположенные в телеметрической системе, играют в этом процессе роль подземных «навигаторов». Они помогают контролировать направление оси скважины и перегибов, которые могут усложнить ее бурение и использование в будущем.
Оптоволоконные гироскопы в последнее время наиболее перспективны, считают разработчики.
Новые датчики считывают не магнитное поле Земли, а гравитацию. Это позволит нефтедобывающим предприятиям отказаться от применения дорогостоящего оборудования – немагнитных утяжеленных бурильных труб. Разработка поможет сократить расстояние от долота до измерительного блока для получения более оперативных данных.
Журнал «Нефть и Газ Сибири» №4 (41) 2020