Остались вопросы

Россию ждет борьба за нефтяной рынок Европы в условиях коронавируса

Российским нефтяным компаниям в ближайшем будущем предстоит вступить в жесткую конкуренцию не только на мировом рынке нефти, но и нефтепродуктов, считают опрошенные ТАСС эксперты.


Речь идет о существенных для России объемах: по данным ФТС, Россия экспортировала в 2019 году 142,8 млн. тонн нефтепродуктов на $66,88 млрд., экспорт нефти в прошлом году составил 267,46 млн. тонн на $121,44 млрд.


«Цены на нефть падают, но стоимость нефтепродуктов может снизиться в меньшей степени, поэтому России, возможно, придется перерабатывать больше объемов внутри страны и отправлять на экспорт больше нефтепродуктов, чем сырой нефти. России в этом плане придется бороться за рынки нефтепродуктов, а не только нефти», – отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь ЮШКОВ.


Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор РЯБОВ считает, что НПЗ России сейчас обладают резервными мощностями, которые могут позволить увеличить текущее производство нефтепродуктов. Эти дополнительные объемы можно продать с премией на внешних рынках вместо нефти. «Нам очень выгодно поднять загрузку. И с точки зрения экспорта – топливо выгоднее поставлять, чем нефть», – подчеркивает эксперт.


Юшков, в свою очередь, отметил, что в настоящий момент ситуация на зарубежных рынках неблагоприятна для экспорта нефтепродуктов, так как спрос на рынке ЕС падает из­за ограничительных мер внутри карантинных зон. Тем не менее в будущем может сложиться ситуация, когда реализовывать нефтепродукты будет существенно выгоднее, чем нефть.


Неблагоприятную конъюнктуру для экспортно ориентированных российских НПЗ видит и главный экономист Vygon Consulting Сергей ЕЖОВ. По его словам, в Европе маржа переработчиков в первой половине марта упала на $3–5 за баррель и находится сейчас в отрицательной области. Эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь ГАЛАКТИОНОВ, в свою очередь, допустил, что из­за жестких мер ЕС по карантину спрос на бензин и дизельное топливо может переписать многолетние минимумы.


Вся эта ситуация повлияла и на возможность договориться с Белоруссией по поставкам нефти на ее НПЗ. «Нам невыгодно договариваться с ней, так как они для себя требуют низкие цены, нефтепродукты будут продавать на рынках Европы и Украины. В этом плане они выступают конкурентами российских компаний», – подчеркнул он.


Ситуация на рынке России для отечественных нефтепереработчиков пока складывается лучше, но из­за падения нефтяных цен маржинальность российских НПЗ сокращается, главным образом из­за снижения субсидии.


«Частично падение субсидии будет компенсировано ростом премий внутреннего рынка, поскольку снижение цен на внутреннем рынке отстает от снижения стоимости экспортных поставок», – сказал Ежов, добавив, что при изменении цены Urals с $60 до $30 за баррель сокращение субсидии превышает 500 млрд. рублей в годовом выражении.


Эксперт считает, что наибольшие опасения вызывает маржинальность производства авиационного керосина и дизельного топлива. Он добавил, что в условиях низких цен демпфер будет работать не в пользу нефтепереработчиков. «Тем не менее отрасль обладает достаточным запасом прочности и сможет обеспечить надежные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок», – отметил аналитик.


Галактионов из «БКС Брокер» считает, что если карантин и ценовые войны на рынке нефти затянутся, то это может поставить под угрозу планы российских компаний по модернизации. «Отрицательная разница между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними ценовыми нормативами приводит к росту «демпферных» платежей в бюджет. По итогам февраля компании уже выплатили в бюджет порядка 10,9 млрд. рублей. В марте платежи могут утроиться», – отметил он.


Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.