
Российским нефтяным компаниям в ближайшем будущем предстоит вступить в жесткую конкуренцию не только на мировом рынке нефти, но и нефтепродуктов, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Речь идет о существенных для России объемах: по данным ФТС, Россия экспортировала в 2019 году 142,8 млн. тонн нефтепродуктов на $66,88 млрд., экспорт нефти в прошлом году составил 267,46 млн. тонн на $121,44 млрд.
«Цены на нефть падают, но стоимость нефтепродуктов может снизиться в меньшей степени, поэтому России, возможно, придется перерабатывать больше объемов внутри страны и отправлять на экспорт больше нефтепродуктов, чем сырой нефти. России в этом плане придется бороться за рынки нефтепродуктов, а не только нефти», – отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь ЮШКОВ.
Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор РЯБОВ считает, что НПЗ России сейчас обладают резервными мощностями, которые могут позволить увеличить текущее производство нефтепродуктов. Эти дополнительные объемы можно продать с премией на внешних рынках вместо нефти. «Нам очень выгодно поднять загрузку. И с точки зрения экспорта – топливо выгоднее поставлять, чем нефть», – подчеркивает эксперт.
Юшков, в свою очередь, отметил, что в настоящий момент ситуация на зарубежных рынках неблагоприятна для экспорта нефтепродуктов, так как спрос на рынке ЕС падает изза ограничительных мер внутри карантинных зон. Тем не менее в будущем может сложиться ситуация, когда реализовывать нефтепродукты будет существенно выгоднее, чем нефть.
Неблагоприятную конъюнктуру для экспортно ориентированных российских НПЗ видит и главный экономист Vygon Consulting Сергей ЕЖОВ. По его словам, в Европе маржа переработчиков в первой половине марта упала на $3–5 за баррель и находится сейчас в отрицательной области. Эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь ГАЛАКТИОНОВ, в свою очередь, допустил, что изза жестких мер ЕС по карантину спрос на бензин и дизельное топливо может переписать многолетние минимумы.
Вся эта ситуация повлияла и на возможность договориться с Белоруссией по поставкам нефти на ее НПЗ. «Нам невыгодно договариваться с ней, так как они для себя требуют низкие цены, нефтепродукты будут продавать на рынках Европы и Украины. В этом плане они выступают конкурентами российских компаний», – подчеркнул он.
Ситуация на рынке России для отечественных нефтепереработчиков пока складывается лучше, но изза падения нефтяных цен маржинальность российских НПЗ сокращается, главным образом изза снижения субсидии.
«Частично падение субсидии будет компенсировано ростом премий внутреннего рынка, поскольку снижение цен на внутреннем рынке отстает от снижения стоимости экспортных поставок», – сказал Ежов, добавив, что при изменении цены Urals с $60 до $30 за баррель сокращение субсидии превышает 500 млрд. рублей в годовом выражении.
Эксперт считает, что наибольшие опасения вызывает маржинальность производства авиационного керосина и дизельного топлива. Он добавил, что в условиях низких цен демпфер будет работать не в пользу нефтепереработчиков. «Тем не менее отрасль обладает достаточным запасом прочности и сможет обеспечить надежные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок», – отметил аналитик.
Галактионов из «БКС Брокер» считает, что если карантин и ценовые войны на рынке нефти затянутся, то это может поставить под угрозу планы российских компаний по модернизации. «Отрицательная разница между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними ценовыми нормативами приводит к росту «демпферных» платежей в бюджет. По итогам февраля компании уже выплатили в бюджет порядка 10,9 млрд. рублей. В марте платежи могут утроиться», – отметил он.