Остались вопросы

«Урожай контрастов» и новые молочные тренды: итоги форума «АгроОмск – 2020»

Из-за пандемии коронавируса традиционная выставка «АгроОмск» прошла в новом формате – с упором на деловую программу. Первый день онлайн форума был посвящен растениеводству, в том числе проблемам засухи в регионах Сибири, уборочной – 2020 и перспективам переработки зерна. Главными темами второго дня стали экспорт сельхозпродукции, работа животноводческих комплексов и тренды молочного рынка.

 

Почти рекорд


В этом году серьезным ударом для селян стала не столько пандемия, сколько погода. Из­-за жары и засухи часть посевов погибла. Однако омские аграрии рассчитывают собрать достойный урожай – не менее 3 млн тонн зерна. Такие цифры озвучил глава региона Александр БУРКОВ, открывая форум.


О будущем урожае и конъюнктуре на зерновом рынке рассказал генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир ПЕТРИЧЕНКО. По его прогнозам, сбор зерна в этом году может составить по стране 129–130 млн тонн – прежде всего, за счет регионов Центрального ФО. Таким образом, лишь немного не удастся дотянуть до рекорда 2017 года – 135,5 млн тонн. При этом Россию ждет «урожай контрастов» – результаты уборочной в разных районах будут сильно отличаться.


CeC4(18)vn2_2.jpg 


Что касается Сибири, то наиболее удачно вегетационный период прошел в Кемеровской области и Красноярском крае. По словам эксперта, прогнозируется «очень неплохой» урожай ячменя и кукурузы, средний – ржи и гречихи.


Вопреки ожиданиям, минувшей осенью отмечен исторический максимум по севу озимых. Яровой сев сохранился на уровне прошлого года.


Площади зернобобовых в целом не выросли, поэтому по гороху и другим культурам увеличения объемов производства не произойдет и даже возможно снижение.

 

Сибирь: ситуация критическая?


В Сибири из­-за засухи пострадали в первую очередь Алтайский край, половина Новосибирской области и часть омских районов. Спасти ситуацию удастся за счет пшеницы и кукурузы, считает Петриченко.


При этом он подчеркнул, что случившийся провал на Алтае не столь драматичен, как в 2012 году. Падение производства составит около 20 % к уровню 2019 года. Та же ситуация по Новосибирской области. Омская область, по его расчетам, сохранит показатели прошлого года. В плюсе окажутся Красноярский край и Кемеровская область.


Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай ДРОФА на это возразил, что цифры, озвученные московским экспертом, «воодушевляют», но у местного ведомства не такие оптимистические прогнозы. «По некоторым районам ситуация критическая. По последней оценке, уже погибло 65 тыс. га ярового сева и недобор зерна отмечен на более чем 400 тыс. га», – сказал глава Минсельхозпрода.

 

Шанс для роста экспорта


Экспорт российской пшеницы, по прогнозам, вырастет до 37 млн тонн, прибавив около 1,5 млн тонн с прошлого года. При этом новый сезон может пройти с очень низким интервенционным фондом, отметил Петриченко. Положительно скажется на цене зерна снижение производства пшеницы в Европе. От засухи сильно пострадал юг Украины – и это тоже повлияет на конъюнктуру рынка.


В Казахстане, по всей видимости, урожай будет ниже, чем в прошлом году. «Цена на зерно там сейчас находится на очень высоком уровне, а значит, казахстанские трейдеры будут активно покупать наше зерно. В прошлом сезоне в РК ушло около 1,7 млн тонн российского зерна, и, скорее всего, столько же уйдет и в этом году по цене не ниже прошлого года», – сообщил руководитель «ПроЗерно». Из­-за засухи не случится в Казахстане и того мощного рывка в производстве льна, который планировалось сделать. Это дает россиянам большие перспективы по сбыту данной культуры за рубежом.

 

Простор – залог здоровья


Второй день «АгроОмска» был посвящен животноводству. Участники встречи обсудили, как нужно строить и модернизировать фермы, чтобы стадо было здоровым и давало много молока.


CeC4(18)vn2_3.jpg


Основные ошибки и риски при реализации проектов обозначил консультант отдела оборудования для молочных ферм GEA Farm Technologies Rus Йоханнес ЭГБЕРТ.


Он напомнил, что в России главная причина выбраковки коров – хромота, ухудшающая фертильность и продуктивность животных. Так, если в стаде на 1200 голов 30 % коров хромает, годовой ущерб достигает 19 млн рублей. Если уровень хромоты – 5 %, ущерб будет чуть меньше 5 млн рублей. В то же время не хватает хороших специалистов, которые занимаются обрезкой копыт.


Условия содержания коров напрямую влияют на производительность молока. «Реконструкция старых помещений – это дороже, чем новое строительство, и всегда компромисс. Лучше старые помещения использовать для молодняка, но не для дойных коров. Те размеры и стандарты, которые действовали 20–40 лет назад, не подходят для современного стада», – отметил спикер.


По его мнению, особого внимания требует место отдыха коровы. На 100 коров должно приходиться
110 лежаночных мест. Корове необходимо обеспечить достаточно места, чтобы она могла двигаться, вставать и лежать, не получая травм.


Йоханнес Эгберт озвучил оптимальный режим дня коровы: 14 час. – лежание, 6 час. – поедание корма,
3,5 час. – стояние без поедания корма, 1,2 час. – доение. Также он рассмотрел распространенные травмы животных и возможные причины их возникновения.

 

Ферма с ошибками


Тему ошибок при строительстве и реконструкции ферм продолжил эксперт Института молока Александр ГЕРМАН. Он обратил внимание на несколько тезисов:


– Согласно мировой практике, если стоимость реконструкции составляет более 30 % от стоимости нового аналогичного здания, реконструкцию делать нецелесообразно.


– Корова производит навоза больше, чем молока, поэтому начинать работу над проектом нужно с решения вопроса уборки и хранения отходов жизнедеятельности стада.


– Лучше сразу тщательно продумать концепцию реконструкции фермы целиком, а уже реализовывать ее можно постепенно.


Эксперт выделил пять типовых ошибок при проектировании животноводческих комплексов:


1) Неправильный размер боксов, стойла у стены.


2) Ошибки при устройстве грудного упора.


3) Использование резиновых матов и ковриков («Если без них не обойтись, то такие коврики должны быть не менее 50 мм толщиной»).


4) Плохая вентиляция, в том числе из-­за использования пластиковых окон.


5) Неправильное оборудование для поения, в том числе использование металлических поилок.


Он рассказал, каким должно быть устройство полов, чтобы животные не поскальзывались, и как правильно сделать проходы.


Министр Николай Дрофа, комментируя выступление эксперта, тоже высказался против «проектов на коленке» и напомнил, что аграрии могут получить компенсацию до 30 % из областного бюджета на строительство ферм. «Кроме того, в 2021 году мы выходим с предложением правительству региона об увеличении субсидий на приобретение скота и компенсацию капексов», – добавил глава ведомства.

 

«Молочка» перестраивается


Ситуацию на молочном рынке представил директор Аналитического департамента «Национального союза производителей молока Алексей ВОРОНИН.


По словам эксперта, пандемия оказала отрицательное влияние на платежеспособный спрос: снижение доходов россиян в 1­м полугодии 2020 года составило 3,7 %, в том числе во втором квартале – более 8 %.


В этот период молочная продукция не вошла в число приоритетных потребляемых товаров, в отличие от СИЗ, круп, макаронов и другой продукции, которой люди привыкли запасаться в кризис.


В начале пандемии, в марте – апреле, увеличилось потребление товаров длительного срока хранения – ультрапастеризованного молока, сыров и сливочного масла. В то же время из­за остановки ресторанного и гостиничного бизнеса, а также просевшего сегмента социального питания (школьного и дошкольного) снизилось потребление йогуртов и другой свежей «молочки». С постепенным снятием ограничений ситуация более или менее выровнялась.


Эксперт выделил тренды, влияющие на динамику потребления.


1) Потребительский сектор входит в новую жизнь с минимизацией присутствия в местах большого скопления народа.      


2) Падающие доходы и растущая инфляция будут способствовать тому, что население продолжит очень избирательно и аккуратно относиться к своим тратам, отдавать предпочтение менее дорогим товарам, что может повлечь снижение потребления молочных продуктов. К середине лета произошло переключение спроса на традиционные виды молочной продукции и более дешевые аналоги дорогостоящих категорий (с сыров – на сырные продукты, со сливочного масла – на маргарины и т. д.).


3) Сырьевой сектор продолжает активно развиваться. В 2019 году прирост по товарному молоку составил около 1 млн тонн, и в 2020 году эта тенденция сохраняется – за полгода объемы производства выросли уже на 6 %. Однако это формирует ряд сложностей, связанных со сбытом продукции.


4) Развитие производства способствует и наращиванию объемов переработки. Прежде всего, это касается молокоемких категорий – сыры, сухое молоко, сливочное масло. Растет выпуск традиционных молочных продуктов, в том числе питьевого молока.

 

Спрос ждет поддержки


Алексей Воронин подчеркнул, что запасы ключевых молочных категорий превысили к середине года средний многолетний уровень. Например, по сливочному маслу прирост на конец мая составил 44 %. Также увеличивается производство сырных продуктов ввиду меняющегося спроса населения.


Что касается импорта, то его объемы сопоставимы с прошлым годом, и по итогам сезона они могут сократиться до уровня 2018 года.


Ослабление рубля значительно повысило затраты на импортные компоненты себестоимости молока – племенной материал, вакцины, средства дезинфекции, запасные части к оборудованию и т. д. Только за счет этого фактора себестоимость молока в 2020 году может вырасти на 5–6 %. Поэтому оптимизация затрат и повышение эффективности становятся главными задачами для производителей.


Очень важно стимулировать рост спроса на рынке, прежде всего внутреннего, отметил эксперт. 

Цитата

В 2019 году принимаемые меры по снижению доли фальсификата позволили обеспечить рост объемов товарного молока, однако падение доходов и сокращение спроса из-­за пандемии способствуют снижению потребления в 2020 году, и в связи с этим вырастает риск роста запасов», – отметил представитель «Союзмолока».

Цитата

 

При пессимистичном сценарии ожидается падение потребления на уровне 1 млн тонн и более чем двукратный рост запасов. Поддержать спрос можно за счет социальной помощи государства в период пандемии, а также активизации туристического потока на территории России и сохранения в связи с этим соответствующей денежной массы внутри страны.

 

Что развивать будем?


В заключение Алексей Воронин назвал перспективные для развития сегменты рынка. Наибольшая доля импорта (около 27–50 %) сохраняется в таких категориях, как сухое обезжиренное молоко (50 %), ЗЦМ (36 %), сыры и сливочное масло – 30 %, сыворотка – 27 %. Именно эти биржевые категории формируют около 80 % объемов мировой торговли молочной продукции. И при этом около 50 % сырого молока в России направляется на производство цельномолочной продукции. То есть дальнейшее развитие производства биржевых категорий молочки фактически является одним из ключевых направлений развития.


«Исходя из планируемых инвестпроектов, к 2024 году ожидаем рост производства в размере около 2,8 млн тонн производства сырого молока. Около 900 тыс. тонн пойдет на переработку в сыры и сухую сыворотку, около 2 млн тонн – на производство сухого молока, где сейчас есть серьезная зависимость от импорта, и сливочного масла», – сказал эксперт.


Помимо этих направлений, следует сделать упор на производство сыворотки, концентратов и изолятов сывороточного белка, технических ингредиентов, детского питания, а также сухого молока с добавлением растительных жиров. Эти категории востребованы на внутреннем рынке и перспективны для экспорта, резюмировал Воронин.

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 4(18) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.