Остались вопросы

Строительство вертолетных площадок в труднодоступных регионах





Александр КОТИН, основатель компании Helipoints


Ежегодно в России увеличивается спрос на вертолетные площадки в северных регионах, где воздушный транспорт является основным для перевозок пассажиров и грузов. Этому способствует развитие нефтегазовой отрасли, на которую приходится около 50 % от совокупного мирового спроса на гражданские вертолеты.



От временных площадок до аэродромов


Авиационная инфраструктура в северных регионах представлена объектами разной величины: временных и постоянных посадочных площадок, вертодромов, аэродромов. Масштаб зависит от возможностей региона и потребностей заказчика. Например, временные вертолетные площадки используются при разведке новых месторождений. Как правило, они не предназначены для обслуживания воздушных судов и эксплуатируются только с апреля по декабрь. Подобные объекты строятся достаточно быстро, без масштабных расчетов и длительной подготовки.
  

Полноценные вертодромы и аэродромы с наземной инфраструктурой, заправочными комплексами, ангарами для хранения воздушных судов, служебно-пассажирскими зданиями располагаются преимущественно на месторождениях с вахтовыми поселками. Зачастую там же размещаются и взлетно-посадочные полосы. Проектирование и последующее строительство происходит с учетом того, какие вертолеты будет принимать посадочная площадка. Как правило, они предназначены для средних Ми-8 и тяжелых Ми-26.


vertoletnye_ploshadki_1.jpg



Какие трудности возникают в северных регионах


Так как благоприятный для строительства сезон на Севере очень короткий, а снег выпадает уже в середине сентября, все этапы работы нужно планировать заранее.
К тому же нужно учитывать, что в отдаленных районах существует проблема нехватки ресурсов – технических и кадровых. Поэтому необходимо закладывать время не только на разработку проекта и прохождение экспертизы, но и учитывать срок поставок материалов и оборудования из центральных регионов.


Чем севернее, тем труднее задача. Самые сложные в реализации объекты находятся на Крайнем Севере. Из-за отсутствия необходимого оборудования при проектировании остро стоит вопрос подбора и доставки техники и материалов, планирования организации процессов.

  Расчеты времени и стоимости строительства в труднодоступных локациях осложняются тем, что часто приходится работать на местности с пучинистым грунтом. В таком случае требуются дополнительные меры по укреплению фундамента, что приводит к удорожанию.


Из-за удаленности цена за северные объекты всегда выше стоимости площадки в других регионах. В первую очередь на ценообразование влияет необходимость доставлять материалы и технику. Кроме того, из других регионов на объекты приезжает квалифицированный персонал, который находится на стройке с самого начала до момента сдачи проекта. Период строительства может занимать от 2 до 6 месяцев. Соответственно, в стоимость закладываются затраты на перелет, проживание, питание сотрудников, мобилизацию в труднодоступных местах, транспортные расходы.


vertoletnye_ploshadki_2.jpg



Особенности работы над проектами на труднодоступных территориях


При разработке плана строительства в отдаленных районах с суровыми климатическими условиями добавляется дополнительный этап. Это так называемый предпроект с общими решениями, на основании которых определяется ориентировочная стоимость и сроки будущих работ. Предпроект помогает заказчикам принять решение о целесообразности строительства.


Когда предварительный план одобрен, начинается основной этап проектирования. Определяется перечень основных материалов и техники, которые можно применить без увеличения сроков строительства. Прорабатывается логистика, стоимость доставки из центральных регионов, оцениваются мобилизационные, транспортные, командировочные расходы.


Для покрытия посадочных площадок, как правило, используются аэродромные плиты ПАГ. Их проще транспортировать, и они удобны с точки зрения обслуживания, так как производятся сразу готовыми к использованию. Для строительства сопутствующих зданий чаще всего применяются модульные конструкции, которые приспособлены к быстрому монтажу. В таком случае приходится жертвовать визуальной составляющей, так как нет возможности воздвигать эстетичные монолитные архитектурные формы. Но такие решения позволяют вписаться в бюджет и в оптимальные сроки.


Самые сложные с точки зрения реализации в северных регионах – посадочные площадки на обводненных территориях, пучинистых грунтах. В таких условиях необходимо детально подходить к разработке конструктивных и инженерных решений для обеспечения безопасности взлетно-посадочных операций.


vertoletnye_ploshadki_4.jpg



Примеры объектов наиболее сложных в реализации


Одним из таких можно назвать монтаж системы светосигнального оборудования в аэропорту Нягань. Строительство началось в конце лета, а в сентябре в Ханты-Мансийском автономном округе обычно выпадает первый снег. Работы велись на эксплуатируемом аэродроме в летном поле взлетно-посадочной полосы. Пришлось создать последовательность выполняемых задач таким образом, чтобы все земляные, фундаментные работы были выполнены в первую очередь. А с выпадением снега можно было заниматься установкой оборудования и пусконаладочными работами. Сложность задачи заключалась в том, чтобы правильно выстроить этапы монтажа и реализовать все задачи в максимально сжатые сроки.
  

Еще один пример наиболее сложного объекта – посадочная площадка для постоянного базирования воздушных судов Иркутской нефтяной компании. В рамках проекта была разработана площадка для перебазировки сотрудников компании. Комплекс включал в себя склад горюче-смазочных материалов для возможности заправки судов, наземные источники питания судов, авиационные ангары, служебно-пассажирское здание. Сложность заключалась в адаптации всех решений под труднодоступность территорий.


Не всегда трудности связаны с климатическими условиями, иногда вопросы возникают на этапе согласования и экспертизы проектной документации. Пример: посадочная площадка на территории Тагульского месторождения (север Красноярского края). При прохождении Главгосэкспертизы к проекту вертолетной площадки предъявили требования аналогичные тем, что предъявляют к аэродромам. Был разработан большой комплект документации с отчетом по выбору одного из трех мест для расположения посадочной площадки. Велись длительные переговоры с представителями экспертизы, проводились тщательные расчеты с учетом особенности ландшафта. В итоге положительное заключение пришлось буквально отвоевывать.



Вместо послесловия


Безусловно, работа в труднодоступных районах – это своего рода проверка на профессионализм и готовность к решению неординарных задач. Это касается всех – начиная от проектировщиков, заканчивая рядовыми сотрудниками. Но чем больше площадок будет построено в отделенных регионах, тем легче там будет продолжать развитие авиационной инфраструктуры. Благодаря стабильному авиасообщению решатся многие проблемы, которые усложняют строительство сейчас.



Журнал «Нефть и Газ Сибири» №4 (41) 2020




Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.