Остались вопросы

Валерий АБРОНОВ, КФХ «Наука»: «Алтайский племенной скот сегодня ничуть не уступает импортному»


Герефорды, которых разводят на Алтае, по праву считаются одними из лучших в стране. В КФХ «Наука» выращивают бычков класса элита-рекорд, которые превосходят самые высокие российские стандарты. За молодняком сюда едут со всей страны. Однако поддерживать взятую планку нелегко – почти вся прибыль от продажи племенного скота идет на развитие хозяйства, рассказывает его руководитель Валерий АБРОНОВ.


- Валерий Павлович, спрос на алтайских герефордов сегодня очень высок. Возможно ли полностью заместить импорт в этом направлении?


- Сибирские племенные бычки уже сейчас сравнялись с иностранных «коллегами» по качественным показателям и адаптированности к российским условиям. Да, в свое время мы везли животных из Канады и стран Европы, и это сыграло свою положительную роль. Теперь мы вышли на тот уровень, когда различий уже нет. Остались только повышенные затраты на доставку скота из-­за границы, западноевропейские болезни, очень крутые цены на лекарства для их лечения. Более того, длительная дорога и смена климата влияют на состояние животных, и в дальнейшем они показывают себя хуже, чем местные.


- Даже если у животного высокий потенциал, он может быть не раскрыт при отсутствии должного ухода и грамотного кормления?


- Вы удивитесь, но в некоторых алтайских хозяйствах качество кормов даже лучше, чем в Западной Европе. И показатели у нас соответствующие. Привесами в 1400 г/сутки уже никого не удивишь, мы должны делать больше. При этом не используем химических добавок, то есть наше мясо можно назвать экологически чистым. За 5–6 лет мы увеличили показатели на 50% за счет качества заготовки кормов и кормления: правильной кормораздачи, использования хороших добавок – импортных премиксов. Вся техника у нас – от ведущих мировых брендов, в том числе кормоуборочные комбайны Krone, самоходные смесители­раздатчики кормов, косилки­плющилки, грабли пресс­подборщики и т. д.


Мы постоянно вкладываем средства в развитие. В прошлом году оборудовали кормовой проход, построили новое здание для скота и три бетонированные силосные ямы, сделали навесы на 1000 кв. м. Все, что мы заработали, – а это около 80 млн. рублей, – направили в строительство и обновление техники.

 

- А как работаете с генетикой?


- Постоянно пользуемся только импортной биопродукцией. Применяем технологию искусственного осеменения, завозим канадское и английское семя. Плюс используем биопродукцию барнаульского предприятия. В свое время завезли из Финляндии и Канады чистокровных герефордов, которых приспособили к условиям Сибири. Сегодня наше хозяйство предлагает молодняк класса элита­рекорд, превосходящий по своим параметрам существующие ГОСТы.


По плану племзавод должен реализовывать 10% от поголовья. У нас получается больше. В прошлом сезоне мы продали 250 нетелей и столько же планируем реализовать в 2020 году. Перевыполнение – почти 400%! По быкам тоже вдвое превышаем план. Заказчики, объехав всю страну, возвращаются за нашими герефордами и говорят, что лучше не нашли.


Но сегодня нас тревожит другой вопрос, связанный с зонированием края по ящуру. Раньше прививали животных только в приграничной зоне, а теперь хотят обязать и нас. Если это произойдет, ни один регион, благополучный по ящуру без вакцинации (а таких большинство!), не возьмет наш элитный скот. То есть рынок для нас сузится как минимум в три раза. Мы рассчитываем на благоразумие властей, которые, надеюсь, в ближайшее время урегулируют этот вопрос.

 

- Возможно ли получить быструю отдачу от разведения мясного скота, как, например, в птицеводстве или свиноводстве?


- Быстрой отдачи в нашей сфере не получить. Чтобы увеличить поголовье КРС, нужно достаточно длительное время. А для развития племенных предприятий, помимо времени, требуются серьезные вложения – в инфраструктуру хозяйств, строительство современных ферм, устройство пастбищ. Племенное производство является низкорентабельным, особенно в условиях лесостепи. Раньше государство поддерживало мясное скотоводство, сейчас серьезной помощи нет. В той же Финляндии племхозяйствам компенсируют 70% от стоимости строительства. Кроме того, за рубежом мясо от молочных и мясных пород КРС различается по цене в разы! У нас же эта разница – 10–15%.

 

- Понятно, что уровень дохода россиян не позволяет массово потреблять мраморную говядину. Но в то же время появление новых мясных ферм – это шанс для умирающего села?..


- Совершенно верно. Мясной скот можно держать в любой заброшенной деревне, где молочное животноводство нерентабельно. И я обращаюсь к властям: развивайте мясное направление, оно может спасти российское село и дать толчок к его развитию! Возьмем в качестве примера даже нашу деревню. У нас ежегодная миграция – положительная, тогда как везде в районе идет отток населения. У людей есть работа, поэтому они не уезжают. Другое дело, что молодежь хочет жить там, где есть инфраструктура, аналогичная городской. Обеспечить ее – это задача власти, государства. Если село станет привлекательнее для жизни, то аграрии смогут не просто выживать, а расти и развиваться, улучшая показатели в отрасли и становясь ее надежной опорой.

 

Племзавод КФХ «Наука»

658287, Алтайский край,
Егорьевский р­н,
с. Сросты, ул. Советская, 197

Тел.: 8 (38560) 2­85­40,
2­85­14, 8­906­967­0874

nauka92@mail.ru

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 2(16) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.