Остались вопросы

Владимир Мальцев: «Если архитектору не интересна рутина, он уходит из профессии»

y.jpg

Владимир Мальцев

 

Дата и место рождения

Родился 4 декабря 1946 года

в г. Джамбуле, Казахстан

 

Семейное положение

женат, есть дочь

 

 

Образование

Фрунзенский политехнический институт,

архитектурно-строительный факультет, специальность –

архитектор.

 

 

Карьера

С 1972 по 1988 год работал в проектном институте

«Омскгражданпроект», в 1989 году организовал и возглавил

проектный институт «Горстройпроект». В 1996 году учредил

творческую архитектурную мастерскую архитектора Мальцева –

«АМА».

 

Известные работы

Пристройка к кинотеатру «Маяковский»,

реконструкция гостиницы «Сибирь», реконструкция

развлекательного комплекса «Кристалл», жилой микрорайон

«Серебряный берег» в г. Омске, культурно-спортивный

комплекс в г. Пыть-Яхе, застройка кварталов в границах ул.

Комсомольской, Дзержинского, Ленина, Энгельса в

г. Ханты-Мансийске и др.

   

В этом году у Владимира Мальцева, создателя многих известных в Омске объектов, двойной юбилей – 75 лет со дня рождения и четверть века, как появилась «на свет» его мастерская «АМА». Мы поговорили с архитектором о пути в профессию, проблемах и разочарованиях, с которыми приходится сталкиваться в этой сфере, о современной молодежи и новых трендах в проектировании.

   

Владимир Сергеевич, для вас выбор профессии стал осознанным или случайным?

 

Можно сказать, случайным. С двумя друзьями мы готовились поступать на физико-технический в городе Томске, но один из самых лучших друзей изменил свои планы после смерти отца и решил стать врачом. Я с ним поехал в г. Фрунзе и в политехническом институте выбрал архитектурное отделение, так как у меня за плечами была оконченная художественная школа.

 

Когда вы поняли, что станете архитектором? Помните свою первую работу?

 

Когда я служил в армии офицером, были заманчивые предложения, связанные с карьерой военного, но у меня никогда не было сомнений по поводу выбранной профессии. А первой самостоятельной работой стал проект общежития ДОСААФ – на левом берегу у Ленинградского моста.

 

Молодые архитекторы, которые приходят на рынок, – что их отличает от специалистов вашего поколения? Нравятся они вам?

 

Сегодняшние выпускники отлично владеют новыми инструментами – цифровыми технологиями, что позволяет моделировать пространство и выбирать на основе анализа лучшее решение.

 

Как, по-вашему, качество архитектурного образования сегодня отвечает современным требованиям? Учиться обязательно или настоящему таланту это может даже навредить?

 

Качество архитектурного образования зависит, прежде всего, от потенциала вуза. В основном оно хорошее, но необходимо помнить, что вуз дает только фундамент, поэтому я учусь всю свою творческую жизнь.

 

Как не разочароваться в профессии, особенно в начале творческого пути, когда приходится походить в подмастерьях и много заниматься рутинной работой?

 

Работа архитектора в основном и состоит из рутинной работы. Для того чтобы возвести объект, необходимо разработать программу его строительства, а затем и проследить за ее выполнением, а это и есть так называемая рутина. Тот, кому не интересна эта рутина, уходят из профессии и никогда, как правило, не становятся архитекторами.

 

Ваша архитектурная мастерская «АМА» существует уже четверть века. Пройден большой путь: какие этапы стали ключевыми в развитии компании? Какие проекты определили «судьбу» предприятия?

 

Все эти 25 лет мастерская, как и вся страна, развивалась, несмотря на возникающие периодические кризисы, которые сводились к отсутствию достаточного объема работ. Важным этапом в деятельности мастерской был выход на рынки других регионов, что и позволило сохранить коллектив в трудные времена.

 obl16.jpg


С чем сегодня приходится бороться (или мириться?) современному архитектору, работающему в провинции?

 

Современный архитектор не должен мириться или бороться. Современный архитектор должен учитывать возможность инвесторов и строителей и предлагать такие решения, которые устраивают и общество, и заказчиков, а главное, отвечают творческому кредо авторов. Если нет этого консенсуса, мы, как правило, отказываемся от заказа.

 

Омск очень часто критикуют за низкий уровень архитектуры, хаотичность застройки. Если бы вы проводили «работу над ошибками», что бы исправили в первую очередь?

 

Мы постоянно об этом думаем и в своих работах пытаемся привнести что-то новое. Только с активным участием администрации города, которая выдвигает в последнее время перечень требований по формированию городской среды, назначением главного архитектора города, я думаю, нам будет легче убеждать инвестора и строителей в необходимости повышения архитектурного облика городской застройки и связанного с этим повышения затрат на строительство

 

Если говорить в целом, какие тренды в мировой архитектуре вам близки?

 

В архитектуре много веков один тренд – прочность, польза и красота, и все эти три составляющие постоянно в развитии. Предлагаются новые материалы, расширяется сервис и инфраструктура обслуживания и, конечно же, появляются новые приемы и технологические возможности в обеспечении более модного архитектурно- художественного облика застройки. Быть в тренде – это для архитектора сверхзадача, которую мы ставили, но не всегда ее решаем в силу многих причин – прежде всего, из-за ограниченности бюджета на стройку. Хорошая архитектура всегда требует дополнительных затрат.

 

Кажется, чтобы сегодня быть «богатым и знаменитым», достаточно одного таланта – умения продвигать себя. Ощущаете влияние этого тренда? Или думаете, настоящий талант всегда найдет путь к сердцу людей и не останется незамеченным?

 

В то время, когда я начинал работу архитектором, никто никого не продвигал в нашей среде. Это было невозможно, так как все объекты проходили общественные обсуждения и в институте, и в органах архитектуры, существовал и сегодня существует порядок формирования авторского коллектива, к которому не «примажешься», если действительно не вносишь вклад в создание того или иного объекта. Поэтому, уверен, что настоящий талант всегда найдет достойное место в своей профессии.

 

 

Журнал «Архитектура и строительство» № 3(3) 2021

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.