Остались вопросы

Заполнить вакуум: возродят ли США венесуэльский нефтяной сектор

В апреле 2022 года ряд американских нефтегазовых компаний обратились к властям США с просьбой разрешить им бурить скважины в Венесуэле в сотрудничестве с местной государственной компанией PDVSA. Если решение будет принято, Венесуэла за краткие сроки, как считают аналитики, сможет нарастить добычу до более 1 млн баррелей в сутки. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) разбирается, какие перспективы ожидают венесуэльский нефтяной сектор в свете последних мировых событий.

 

В начале марта 2022 года произошло неожиданное событие. Президент Венесуэлы Николас Мадуро произнес фразу о "двух прекрасных флагах, объединенных, как и должно быть", имея в виду флаг его страны и США. Произошло это после не менее неожиданной встречи Мадуро с делегацией высокопоставленных чиновников США. Встреча продлилась около двух часов, после чего воодушевленный Николас Мадуро заявил, что встречу он может охарактеризовать как «уважительную, сердечную и очень дипломатичную».


Еще в начале февраля 2022 года такие новости были бы невозможны, а разговоры о них вызвали бы как минимум смех во всем мире. Тем не менее, уже в начале марта состоялся самый высокопоставленный официальный американский визит в Каракас за более чем два десятилетия. Что, конечно, вызвало шквал критики в самих Штатах, особенно в Конгрессе. Сенатор-демократ США Роберт Менендес заявил, что "попытка администрации Байдена объединить весь мир против Москвы достойна похвалы, но она не должна вестись за счет поддержки диктатора, находящегося под следствием за преступления против человечности в Каракасе".


На фоне критики США в середине марта осторожно заявили, что на данный момент никаких планов по импорту нефти из Венесуэлы у них нет.


Что касается Венесуэлы, то Рейтер Рейнальдо Кинтеро, президент Венесуэльской нефтяной палаты, уже заявил, что «если совместные предприятия PDVSA захотят получить лицензии на работу, им потребуются нефтесервисные компании» и что несколько американских и местных нефтяных компаний обратились в палату с желанием возобновить работу в Венесуэле. Другие подробности Кинтеро не озвучил.


- Любой конфликт с участием стран-производителей нефти всегда отражается на общей ситуации в энергетике, - заявил в интервью ИРТТЭК венесуэльский эксперт в области энергетики и геополитики Мигель Хаймес. - У Каракаса всегда была своя повестка в отношениях с Вашингтоном. Лучше постараться понять друг друга, чем противостоять друг другу. Ситуация с глобальной безопасностью совсем не простая для всей планеты. США заинтересованы в том, чтобы продолжать участвовать в конфликтах по всему миру, для этого им нужно больше энергии. Венесуэла - страна мира и диалога, и у нее нет проблем провести переговоры с США, несмотря на санкции, преследования и угрозы Вашингтона в отношении нашей страны. Нефтяная промышленность Венесуэлы нуждается в разблокировании своих счетов, чтобы иметь возможность совершать сделки с рядом государств. Венесуэла может в очень короткий срок, в течение 2022 года, нарастить производить и достичь своего оптимального уровня последних десятилетий. Для Венесуэлы это задача, которую она способна решить.


После введения санкций компании Schlumberger (SLB.N), Halliburton (HAL.N), Baker Hughes (BKR.O) и Weatherford International (WFRD.O) с 2019 года не могут сотрудничать с венесуэльской государственной корпорацией PDVSA по добыче нефти. После введения санкций многие американские компании вывезли из страны оборудование и персонал.


После встречи Николаса Мадуро с американской делегацией появились сообщения о том, что инвестиционная компания Amos Global Energy подала заявки в США на участие в энергетическом секторе Венесуэлы, и у нее есть нефтепромысловая компания, готовая предоставить услуги. По статистике Baker Hughes, количество активных буровых установок в Венесуэле остается на нуле с 2020 года по сравнению с 87 единицами в 2013 году.


Когда Уго Чавес пришел к власти, Венесуэла производила около 3,4 миллионов баррелей в день, но этот показатель упал до 2,7 миллионов, когда Мадуро взял бразды правления в свои руки в 2013 году. Но после 2019 добыча резко упала, хотя неожиданно для многих в последние месяцы стала показывать медленный, но уверенный рост. В январе она составляла 755 000 баррелей в сутки, а в феврале уже 788 000 баррелей в сутки. Еще до введения санкций Дональда Трампа в 2019 году столько Венесуэла экспортировала только в одни Штаты. Добыча нефти пока остается на уровне 40% от досанкционного уровня.


В 2017 году венесуэльские поставки составляли 792 барреля в сутки, после чего были вытеснены русскими.


Причем тут Россия


Последние годы Россия наращивала экспорт нефти в США. По данным Управления энергетической информации (МЭА), в 2018 году экспортировала в США 375 тысяч баррелей в сутки, а на конец 2021 года этот показатель вырос до 675 тысяч баррелей в сутки. Россия превратилась в третьего по величине поставщика сырой нефти в США вслед за Канадой (4,5 миллиона баррелей в сутки) и почти догнала Мексику с ее 700 тысячами баррелей в сутки.


Однако, после начала военной операции на Украине ситуация вдруг изменилась. Вашингтон ввел запрет на импорт российской нефти, а в импорте энергоносителей возникла брешь. И стали возникать разговоры о том, что пора «простить» Венесуэлу и вернуть ее нефть на рынок.


Введенные в 2019 году меры имели целью поддержать оппозицию и перекрыть финансирование для правительства Николаса Мадуро, который лишился основного источника дохода, но у власти удержался.


Стремление американцев диверсифицировать свои источники поставок и уменьшить энергетическую зависимость понятны. Именно это стремление может сыграть на руку Мадуро, который внезапно может получить «вторую жизнь» благодаря возможным потокам инвестиций. Напомним, что США до сих пор признают оппозиционера Хуана Гуайдо законным президентом Венесуэлы. В отличие от Евросоюза, который в январе 2021 года отказался от его признания. И вот теперь именно Россия со своей спецоперацией на Украине по иронии судьбы может сблизить Мадуро с Вашингтоном, а Гуайдо окончательно отбросить на задворки политической жизни.


Николас Мадуро, быстро сориентировавшись в ситуации, уже успел громко заявить, что Венесуэла хочет увеличить производство, чтобы гарантировать "мировую стабильность". Как заявил после встречи с американцами Мадуро, его страна может увеличить добычу нефти до более чем 3 миллионов баррелей в день, если "это необходимо для стабильности мира". Чем ответят на миролюбивые планы венесуэльского лидера американцы, узнаем, скорее всего, в ближайшие месяцы.

 

Михаил Вакилян, Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)


Все материалы рубрики «Нефть и Газ»


14.05.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости