Остались вопросы

«Из-за маркировки будет расти теневой рынок молока»

елисеенко_новое фото.jpg


Игорь ЕЛИСЕЕНКО, председатель правления «Союзмолоко. Сибирь», председатель совета директоров холдинга «МолСиб»


К третьему этапу маркировки производители молока подошли в разной степени готовности, но с трудностями столкнулись практически все. 


- С 1 декабря стартовал третий этап маркировки молочной продукции. В Новосибирской области, где производится в основном традиционная «молочка» со сроком годности до 40 дней – молоко, сметана, кефир, йогурт, под изменения попал большой объем товаров. Производители столкнулись с трудностями уже в первые дни работы по новым правилам.

Во-первых, одновременно всем предприятиям понадобился дополнительный персонал для выполнения операций по маркировке. Во-вторых, существенно снизилась производительность линий – работа замедлилась, а это очень плохо сказывается на конкурентоспособности нашей продукции. Наконец, никто не думал, что установленное оборудование сразу же начнет выходить из строя. Это тоже нарушает процесс производства.

Конечно, компании, которые хотели продолжать работать, готовились к маркировке, но почти все испытали те или иные трудности. Мы понимаем, что эти дополнительные затраты теперь с нами навсегда. И никто их не «возместит», кроме конечного потребителя. Подсчитано, что себестоимость «молочки» в новых условиях вырастет минимум на 1,5–2 рубля.

Многие мелкие производители с небольшими объемами переработки уже уходят из этого бизнеса, который стал очень трудоемким и более затратным. Посчитав экономику, они решили, что проще сдавать молоко на завод и не заниматься собственным производством готовой продукции.

Другой вариант – уйти «в тень» и торговать своим молоком или творогом на рынках без всякой маркировки. Думаю, этот «серый» рынок будет расти, потому что такая продукция дешевле, а потребитель сегодня экономит каждую копейку. И фермеры, которым дали отсрочку на введение маркировки до декабря 2022 года, после этой даты тоже пополнят ряды нелегалов. Ремесленная «молочка» может частично исчезнуть с рынка, но львиная доля крестьян продолжит реализовывать свою продукцию «из-под полы», за наличные с рук, через соцсети, знакомых и т. д.

Скорее всего, на этом фоне возрастет спрос на продукцию промышленного производства. Крупные заводы в долгой перспективе даже выиграют – за счет увеличения объемов. Кто-то сделает ставку на изменение рецептур. Молочный рынок активно трансформируется: появляются растительные альтернативы, которые имеют более высокую маржинальность, полки заполняют продукты с заменителями молочного жира. Освоение этих сегментов позволяет производителям хоть как-то заработать. Отрасль сегодня находится под сильнейшим прессом – это и маркировка, и удорожание молока-сырья. И переработчики вынуждены искать способы остаться на плаву.



Все материалы рубрики «Сельское хозяйство» в Телеграме



16.12.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости