Юрий Лавров, кандидат юридических наук, ректор ЧОУ ДПО Университет «Кластер»
Минпромторг подготовил предложения для поддержки российских производителей в рамках госзакупок. Какие плюсы и минусы возможны при работе по новым правилам?
Минпромторг сформировал план мероприятий по обеспечению устойчивого развития промышленности и торговли в условиях санкций. Предложения могут включить в единый план по реализации антикризисных мер. Разберем основные тезисы.
Авторы документа предлагают ввести ряд преференций в отношении промышленной продукции, произведенной на территории РФ (она должна быть включена в Реестр российской промпродукции). Госзаказчики при закупке такой продукции смогут использовать способ закупки у единственного поставщика. Проще говоря, можно будет заключать контракты без проведения торгов, то есть отбирать контрагентов-поставщиков не по объективным, а субъективным критериям.
С одной стороны, это хорошо, потому что заключение сделок происходит более оперативно. Ведь на проведение торгов обычно уходит не меньше месяца. Госзаказчик сможет сам решать, с кем ему работать, а не «довольствоваться» тем, кто предложит наименьшую цену. С другой стороны, такой подход создает коррупционные риски, позволяя отдать контракт «своим» поставщикам. В итоге снижается уровень конкуренции на товарных рынках. Это минус.
Кроме того, министерство предлагает ввести авансирование закупки российской промпродукции в размере не менее 50% от цены контракта. Это очень позитивное изменение. Многие предприниматели «срывают» контракты из-за недостатка финансовых ресурсов на их исполнение. А в условиях экономического кризиса эта проблема еще больше обострится: компании просто не смогут закупить необходимые ресурсы и товары. Такая инициатива простимулирует бизнес надлежаще исполнить контракт, а заказчикам уменьшит проблемы удовлетворения их нужд.
Еще одна предлагаемая Минпромторгом льгота - распространение на закупку российской промпродукции нормы, которая снимает с подрядчика обязательное обеспечение исполнения контракта. По действующей редакции 44-ФЗ госзаказчик может потребовать предоставления обеспечения исполнения контракта в размере до 30% от его начальной (максимальной) цены. «Избавление» от этой обязанности, вкупе с авансированием в 50%, снижает финансовую нагрузку на бизнес.
Как ожидает министерство, принятие этих мер обеспечит поддержку российских производителей промпродукции, сократит временные и финансовые издержки на проведение торгов и исключит из цепочки финансирования «перекупщиков».
Все материалы рубрики «Строительство»
16.03.2022