Остались вопросы

Кризис ускорит переход молочной отрасли на «промышленные рельсы»

Несмотря на все трудности 2022 года, молочный сектор России восстанавливается после стагнации.  

 

Несмотря на то, что Россия в 2022 году также столкнулась с огромным количеством вызовов, молочный сектор восстанавливается после стагнации. Как сообщили в Национальном Союзе производителей молока (Союзмолоко), наблюдается восстановление темпов развития сырьевого сектора молочной отрасли. Рост производства товарного молока по итогам года составит 3,5% в целом по отрасли, 5% – в сельхозорганизациях. В первую очередь, этому способствовало повышение стоимости сырого молока. Цены ежемесячно обновляли исторические максимумы и в среднем на 20% превышали уровень 2021 года. Прирост цен к концу года практически компенсировал трехлетний рост операционных затрат участников отрасли.

 

Благодаря тому, что производителям удалось отыграть рост себестоимости молока, в этом году происходило восстановление рационов. Это повлияло на продуктивность производства - она выросла на 7% в СХО, что крайне важно и показательно после негативной динамики в большинстве субъектов РФ в 2021 году. В 2/3 регионов производство товарного молока у промышленных производителей увеличилось. По итогам года эксперты ожидают прироста в 4-5%. Снижение производства в других регионах обусловлено, прежде всего, существенным сокращением поголовья в 2021 году, когда рост себестоимости был интенсивным, и не всем предприятиям удалось без потерь пережить этот период. Дополнительный прирост обеспечивает завершение реализации ряда инвестиционных проектов и вывод на проектные мощности ранее реализованных проектов.

 

Если говорить о переработке молока - производстве готовой молочной продукции - наблюдается рост производства сыров, сухого молока, сливочного масла. Тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 году смещаются в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции. Наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий продукции (в т.ч. йогурты и товары десертной группы) более доступными, в том числе питьевым молоком. Экономия стала ключевым трендом потребительского поведения: 72% покупателей стремятся сэкономить. Промо стали вновь популярны в условиях экономии. В 2023 году низкие доходы населения и повышенная инфляция будут ограничивать платежеспособный спрос. Официальная статистика подтверждает тенденции снижения спроса в первую очередь на наиболее дорогие категории молочной продукции, при этом HoReCa поддерживает спрос на продукцию с ЗМЖ.

 

Сохраняется огромное количество вызовов, влияние которых на то, как индустрия будет развиваться в ближайшие годы, очень сложно оценить, подчеркивают в Союзмолоко.

 

Во-первых, в ближайшее время перед сектором остается задача налаживания стабильных поставок упаковочных материалов, решения трудностей в связи с ограничением в поставках оборудования и ингредиентов.

 

Во-вторых, ключевым вызовом для бизнеса является снижение доходов населения. Как уже говорилось, слабеет спрос на современные молочные категории - это йогурты, десерты. В то же время растет спрос на традиционные категории «молочки» - самые недорогие продукты. Именно поддержка внутреннего спроса может стать в будущем году одной из самых необходимых и самых эффективных оперативных мер для стимуляции дальнейшего развития всех секторов промышленности и сельского хозяйства. Это могут быть как адресные выплаты семьям с детьми, так и более системные формы поддержки через специальные программы поддержки незащищенных слоев граждан.

 

В-третьих, укрепление рубля и трудности с логистикой пока не позволяют компаниям компенсировать сокращение внутреннего спроса за счет активации поставок на внешние рынки. По итогам первых девяти месяцев текущего года экспорт вырос в деньгах примерно на 3%, но в натуральном выражении он немного сократился.

 

В долгосрочной перспективе у России может быть высокий потенциал в части наращивания экспорта молочной продукции. ФАО ООН опубликовало прогноз, согласно которому потребление молока и молочных продуктов будет расти динамичнее, чем спрос на другие категории продуктов. На сегодняшний день РФ поставляет молочную продукцию в 63 страны. По итогам 2021 года отечественные предприятия экспортировали продукции на более чем $450 млн.

«Мы превысили планку поставок на экспорт в миллион тонн в молочном эквиваленте, и мы видим возможности и в расширении своего присутствия как на привычных для нас рынках постсоветского пространства, так и в странах Африки, Азии, Ближнего Востока, где растет доля среднего класса», - подчеркивают в Союзмолоко.

 

Однако для того, чтобы быть сильным международным игроком, необходимо пережить период турбулентности. Он может вымыть с рынка слабые предприятия и привести к дальнейшей консолидации сектора, что ускорит переход отрасли на индустриальные рельсы, к промышленному типу производства ключевых продуктов питания.



Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»



04.01.2023

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости