Остались вопросы

Муки мукомолов

Государство призывает аграриев развивать переработку и экспорт готовой продукции, но приоритет в поддержке отдает сырью. Как итог – зарубежные поставки растут в основном за счет зерна, а мощности мукомольных предприятий продолжают работать вполсилы. Изменить это не удастся до тех пор, пока производителям не обеспечат справедливые условия для реализации своего товара на рынке.


1wq.png


Илья Баринов, президент Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области

Все меры поддержки должны быть сбалансированы. Сейчас субсидий для переработчиков нет, поэтому производство в Сибири продолжает стагнировать. 

Илья Игоревич, сегодня много говорят о том, что нужно наращивать объемы экспорта готовой продукции АПК, а не сырья. Но при этом мукомольные производства Омской области загружены только на 50 %. Почему не удается развивать это направление? Какой поддержки не хватает мукомолам?


На самом деле нам не нужно какой-то особенной поддержки – мы просто хотим работать в равных условиях с другими производителями. У сибиряков есть колоссальный потенциал для выхода на рынок Юго-Восточной и Центральной Азии. Но при этом транзитный тариф, который взимается за провоз нашего зерна и другой продукции по территории Казахстана, в 3,5 раза выше для российских производителей, чем для казахских, – в пересчете на единицу продукции. То есть отправить груз из Омска выходит намного дороже, чем со станции в Павлодаре.


В других странах власти активнее поддерживают переработчиков, понимая, что это добавленная стоимость, новые рабочие места, развитие смежных отраслей – того же машиностроения. Пример – Турция, мировой лидер в производстве и экспорте муки. При этом основное сырье она покупает у России. В Республике Казахстан тоже стремятся развивать собственную переработку, строить свои мельницы, постоянно внедряя новые меры поддержки местных производителей. А мы при наших мощностях в мукомольной и крупяной промышленности уступаем в экспорте муки даже Украине!


Нам ставят задачу наращивать экспорт готовой продукции, но в то же время субсидируют транспортные тарифы только на перевозку сырья. Более того, льготные поставки зерна в Центральную Россию поднимают цены на местном рынке – для тех же мукомолов, которые и так работают на грани рентабельности. Даже в советское и постсоветское время тарифы на дальние перевозки были ниже, чем на короткие, и это правильно. Сейчас субсидий для переработчиков нет, поэтому производство в Сибири и дальше продолжает стагнировать. А если и появляются хорошие программы поддержки (то же льготное кредитование), то нестабильность финансирования сводит их эффективность к нулю. Бизнесмену нужно уже на этапе подписания контракта четко понимать, какую субсидию он получит и когда. При существующей системе есть риск, что ты понадеешься на господдержку, заключишь сделку, а тебе скажут – извини, деньги закончились.


В целом мы способны производить продукцию, которая была бы конкурентоспособна на внешних рынках?

 

Мы готовы обеспечивать то качество, за которое потребитель будет платить. Сегодня есть спрос и на хорошую, и на дешевую муку. Сибиряки могут производить и цельнозерновую муку, и по различным ТУ, и витаминизированную, как просят некоторые страны. В целом у нас проблем с качеством муки не было и нет, требования ГОСТ очень серьезные. Возможно, есть претензии к качеству хлеба после введения новых норм, но не к муке.


А на внутреннем рынке есть еще ниши, которые могли бы заполнить сибирские производители? Растет ли спрос на какие-то новые высокомаржинальные виды продукции, товары ЗОЖ например?


Проблема в том, что значительная часть россиян живет за чертой бедности и не может позволить себе дорогие продукты. Население у нас, к сожалению, не растет, при этом идет перераспределение спроса – отказ от хлеба в пользу более здоровой пищи, круп. Есть еще и такая тенденция, что люди сами стали чаще выпекать хлеб и больше покупать смесей для выпечки. Что касается макаронных изделий, здесь тоже есть свой предел потребления. Этих продуктов мы не продадим внутри страны больше определенного объема. А вот муки мы можем производить гораздо больше и поставлять ее на экспорт. Это может стать стимулом и для производителей зерна, где у нас также есть потенциал роста.


Развитие наших мукомольных и хлебопекарных предприятий тормозит низкая техническая оснащенность. На устаревшем оборудовании производить современный продукт нерентабельно?


Высокая изношенность основных фондов – это действительно проблема, но у мукомолов нет возможности их обновлять. В последние годы отрасль находится в нулевой рентабельности. И, как я уже говорил, введение мер поддержки экспорта зерна только усложняет жизнь переработчикам. Чтобы обновить мощности, нужно их загрузить на 100 %, а не на 50 %, как сейчас происходит в мукомольной и крупяной промышленности. С 2022 года начнет действовать обновленная программа лизинга, позволяющая приобрести отечественное оборудование со скидкой 45 % на первоначальный взнос. Но повторюсь, вопрос в финансировании.


Вы обозначили целый ряд проблем, от которых страдают мукомолы. Будут ли в ближайшее время сделаны какие-то шаги для их решения?


Важным шагом стало открытие Российского экспортного центра. Надеюсь, что нашу продукцию будут активнее продвигать в другие страны. Рассчитываем на увеличение бюджетов и открытое распределение средств, которое даст понимание, в какой сектор пойдут деньги. Пока очень тяжело экспортировать продукцию, не зная, получишь ты транспортную субсидию или нет. Условия работы должны быть прозрачными и понятными для всех игроков рынка.


Еще одна проблема, обострившаяся нынешним летом, – это весовой контроль при перевозке наливных и сыпучих грузов. Раньше учитывалась масса транспортного средства, сейчас – нагрузка на ось. При таком механизме «нарушения» неизбежны, ведь зерно или молоко не закрепишь, они могут смещаться в процессе перевозки. Результатом нововведения стали массовые штрафы сельхозтоваропроизводителей и грузоперевозчиков в размере 100–500 тыс. рублей, которые могут привести к банкротству. В конечном счете все эти штрафы ложатся на потребителя. Хотелось бы, чтобы эти требования были пересмотрены.


Подытожу. Все меры поддержки по смежным отраслям должны быть сбалансированы – если помогаем перевозить сырье, то точно так же субсидируем и поставки готовой продукции АПК. И второе – необходимо обеспечить равные условия работы с другими странами-экспортерами, в первую очередь с Казахстаном. Это главное.




 Журнал «Сельская Сибирь» № 5(25) 2021




Подпишитесь на оперативные новости в Telegram-канале АГРО Сектор Медиа

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости