Остались вопросы

Ослабление рубля повысило спрос на российские продукты в Казахстане и Узбекистане

С падением рубля выросла привлекательность продовольственного импорта из России для стран постсоветского пространства.

На протяжении многих лет Казахстан входит в число крупнейших импортеров продуктов питания из России. По итогам 2022 года поставки продовольствия из РФ в Казахстан выросли на 18,5%, а общий объем составил $3,2 млрд. Из всех продуктов питания, которые Астана ввозит из-за рубежа, на российский импорт приходится более 50%. По данным специалистов агентства INFOLine, наряду с продукцией сельского хозяйства торговые сети Казахстана закупают в России мучные и кондитерские изделия, минеральную и питьевую воду, подсолнечное масло, корма для животных и другие продукты.

30—50% SKU современной казахстанской торговой сети в среднем приходится на российский ассортимент. В качестве примера аналитики агентства приводят показатели одного из лидеров рынка: компания Dina Market, занимающая 4-ю позицию в рейтинге food-ритейла INFOLine, насчитывает чуть более 5000 SKU, из них на продукты питания российского производства приходится 42% номенклатуры, в то время как ассортимент местных поставщиков составляет лишь 32%.




«Учитывая результаты нашего исследования, а также 40-процентное ослабление рубля, которое мы наблюдаем с начала 2023 года, можно уверенно говорить о высоком экспортном потенциале российских FMCG-поставщиков в торговые сети Казахстана, – комментирует ситуацию основатель и глава группы компаний INFOLine Иван Федяков.– Мы видим, что число запросов российских компаний на склады в постсоветских странах к началу весны увеличилось на 40-50%, почти до 400 тыс. кв. м. Это подтверждается увеличением числа открытых индустриальных объектов. Лидером по количеству введенных в эксплуатацию и планируемых к строительству складов остается Казахстан – на него приходится около 41% всех анонсированных площадей. Высокий интерес к этому региону обусловлен инициативами страны по созданию логистических центров на границах с соседними Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном».


По мнению эксперта, уход иностранных A-брендов с российского рынка — это самая глубокая в современной истории трансформация всей товаропроводящей цепи от производства до их конечной реализации. Она затрагивает как производителей в России и в европейских странах, так и ритейлеров в России и в Казахстане.


«Многие компании потребительского рынка перестраивают маркетинговую, сбытовую и производственную стратегию. Главные проблемы сейчас наблюдаются в логистике – более 70% производителей и поставщиков именно в логистике видят существенный рост затрат и риски для бизнеса, – отмечает Иван Федяков. – Для локальных производителей это открывает «окно возможностей», но воспользоваться им смогут только самые современные и динамичные компании».




Запас прочности поставщиков продуктов питания и мнение лидеров ритейлера о продовольственном обеспечении стран Центральной Азии станут одной из тем повестки Конгресса евразийской торговли, который пройдет 27–29 апреля 2023 года в Алматы.



 

Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»






19.04.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости