Остались вопросы

100 лет с трактором: история российской сельхозтехники

Александр Теребков


Ровно век назад началась история отечественного сельхозмашиностроения, кардинально изменившая труд селян и эффективность работы агрокомплекса.


Первый пошел!


    Совет Народных Комиссаров 1 апреля 1921 года, во исполнение постановления Всероссийского съезда Советов о мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства, постановил:


1. Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности.


2. Поручить Народному комиссариату земледелия в месячный срок определить типы сельскохозяйственных машин, подлежащих изготовлению, а также разработать и представить Высшему совету народного хозяйства сводку потребности в сельскохозяйственных машинах и орудиях.


3. Разработать в срочном порядке генеральный план организации сельскохозяйственного машиностроения по принципу массового производства.


4. Поручить Высшему совету народного хозяйства сосредоточить исключительно в ведении Главного управления по сельскохозяйственному машиностроению («Главсельмаш») руководство в стране всем производством сельскохозяйственных машин и орудий.


    Советское правительство сразу после 1917 года оценило важность тракторов для становящейся страны и ее АПК. Не помешали этому даже трудные годы интервенции. Начиная с 1918 г. по указанию В. И. Ленина осуществляется подготовка производств и заводов для выпуска тракторов. Это время кипучих идей и поиска нового в неосвоенной отрасли. В 1919 г. изобретатель Я. В. Мамин создает трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт.


     А в 1922 году начинается производство трактора «Коломенец-1», разработанного Е. Д. Львовым. Под руководством инженера Л. А. Унгера, в 1922–1923 годах создается советский трактор «Запорожец».

 

По западным образцам


    Перед отечественным сельхозмашиностроением стояла задача «догнать и перегнать», и как можно быстрее. Советская инженерная мысль в первые годы после революции демонстрирует недюжинные способности создавать новое и заимствовать передовые разработки заграницы. Так, например, В 1924 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) начинается массовое производство трактора «Коммунар», который стал одним из первых советских тракторов на гусеничном ходу и фактически был копией германского трактора Hanomag WD Z 50.


    С 1924-го по 1932 год Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец». В дальнейшем советская промышленность плотно занималась заимствованиями технологий с добавлением своих усовершенствований. С 1934 года на этом же заводе стал выпускаться трактор «Универсал», который был копией трактора Farmall F-20 американской фирмы International Harvester. Кстати, копия оказалась столь удачной, что «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. Полностью металлизированные колеса оказались значительным преимуществом для стран, в которых дороги отсутствуют в принципе.


    Далее в массовое производство были запущены тракторы СТЗ-15/30 (McCormick Deering 15-30, фирма International Harvester), в 1931 году Харьковский тракторный завод (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), в 1933 году – Челябинский тракторный завод (выпускал гусеничные тракторы С-60 (прообраз Caterpillar Sixty). Трактор- ное производство приобрело небывалый размах, и новые массовые модели тракторов появились только в 50-е годы.


    В начале 1950-х годов в СССР началось массовое производство, пожалуй, самых знаменитых российских колесных тракторов «Беларусь». Работу над первенцем – универсально-пропашным трактором МТЗ-2 – конструкторы Минского тракторного завода начали в 1948 году по директиве Минсельхоза СССР, а уже в 1949 году был готов первый опытный образец. После испытаний опытных образцов в 1953 году началось серийное производство тракторов МТЗ-2.

 

На войне и в тылу


    История отечественного сельхозмашиностроения – это множество трудовых подвигов. Победа в Великой Отечественной войне внесла свой парадоксальный вклад в развитие сельхозмашиностроения. В рекордно короткие сроки во время войны заводы были перепрофилированы под нужды фронта. После разгрома фашистской Германии и ее союзников за предельно сжатые сроки предприятия вновь направили всю свою теперь уже военно-индустриальную мощь на обеспечение продовольственной безопасности Советского Союза.


    Перепрофилирование и взаимозаменяемость функционала техники традиционно называют конверсией. Пожалуй, самая массовая конверсия была проведена в СССР после окончания Великой Отечественной войны. Правда, называли ее тогда по-другому – просто восстановление народного хозяйства и перевод военной экономики на мирные рельсы. Тогда проделали масштабную работу по восстановлению разрушенной инфраструктуры. Во время войны советские труженики героически ковали победу в тылу, теперь им предстояло за считанные годы поднять из руин разрушенное войной народное хозяйство и перестроить промышленность с военного направления на гражданское. Иными словами – произвести реконверсию. И эта колоссальная задача, не имевшая по масштабам аналогов в мире и потребовавшая невероятного напряжения сил, была решена в рекордно кратчайшие сроки. В послевоенные годы в СССР были построены тракторные заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре, которые впитали все лучшее от ВПК и его эффективных технологий и поставленных мощностей.


    Затем следует период стабильного и уверенного роста. Так называемая хрущевско-брежневская эпоха была периодом пусть не прорывов в сельском хозяйстве, но эпохой постепенного развития, иногда нарушающейся причудами вождей, такими как, например, кукурузная кампания.


    В этот период большое количество предприятий сельскохозяйственного машиностроения было реконструировано, построен ряд новых заводов: Чебоксарский, Минский, Липецкий, Владимировский, Челябинский тракторные заводы, «Ростсельмаш», «Гомсельмаш» и многие-многие другие предприятия.

 

В 1968 году в Советском Союзе было изготовлено больше, чем в США: тракторов — в 1,9 раза, зерновых комбайнов — в 2,6, тракторных плугов — в 1,6, тракторных сеялок — в 2,3 раза.

    

21.jpg


Трактор «Коломенец -1»

 

На современном этапе


    Отечественное сельхозмашиностроение переживало разные времена. Одним из самых тяжелых испытаний для этой отрасли стали 90-е и начало 2000-х годов. В этот непростой период одно за другим закрывались производства, а рынок наводнила импортная сельхозтехника. Россия находилась на грани утраты одной из ключевых отраслей промышленности.

 

21w (2).jpg


Farmall f20. Когда советская копия оказалась удачнее оригинала

 

21w (3).jpg


Размеренная хрущевско-брежневская эпоха

 

obl38.jpg


Трактор «Фордзон-Путиловец»

 

    Сегодня государство пытается поддержать машиностроителей, запуская программы субсидирования скидок на покупку техники. С 2013 года российские заводы демонстрируют ежегодный постепенный рост производства и экспортных отгрузок. Выпускаются новые машины, модернизируются известные модели.


Немного статистики: согласно данным Ассоциации «Росспецмаш», производство российской сельхозтехники в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилось на 29,6 % – до 149 млрд рублей. Ситуация кардинально изменилась в сравнении с 90-ми и 2000-ми годами. Доля российской техники на внутреннем рынке в настоящее время составляет 58 %, что на 4 процентных пункта больше, чем в 2019 году.


Сегодня российская сельхозтехника востребована не только на родине, но и за рубежом. Объем экспорта продукции отечественных заводов по итогам 2020 года составил 15,9 млрд рублей. Это на 30 % больше, чем годом ранее, когда был зафиксирован рекордный показатель в 12,2 млрд рублей. Всего в 2020 году отечественные машины были экспортированы в 38 стран.


    Возрождающееся сельхозмашиностроение – результат самоотверженного труда тысяч инженеров и рабочих. Их преданность своему делу, высокая квалификация, разработка и внедрение собственных технологий позволили сделать большой шаг на пути повышения качества выпускаемых изделий. Это вселяет уверенность, что отечественная техника сможет занять достойное место на рынке, наряду с мировыми брендами, и послужит дальнейшему развитию российского села.

 

21w (5).jpg


Трактор СТЗ


21w (4).jpg


Трактор "Гном"

 

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 2 (22) 2021

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.