Критерии формирования стратегических логистических и транспортных подрядчиков в нефтегазовой отрасли

Юрий Кичигин, председатель совета директоров компании АО «ВНОГ» (WNOG, JSC).


Формирование стратегических подрядчиков для выполнения транспортно-логистических работ в нефтегазовом комплексе (НГК) решает ряд важных задач для нефтяных, буровых, нефтесервисных компаний и производителей нефтепромыслового оборудования по организации эффективных и интегрированных цепочек поставок в отрасли.


   Развитие информационных технологий и инноваций в нефтяной промышленности ускоряет переход на контрактную логистику, которая помогает компаниям сосредоточиться на своей основной деятельности и интегрировать логистического подрядчика в свою цепочку добавленной стоимости.


    Вместе со стратегическим логистическим и транспортным подрядчиком компании могут анализировать своих поставщиков, планировать поставки оборудования и материалов, организовывать маршруты движения грузов, выбирать различные виды транспорта, контролировать движение товаров, минимизировать риски сбоев и остановки работ и использовать накопленные данные и аналитику для принятия стратегических решений по управлению цепочками поставок.


    Но все ли логистические и транспортные подрядчики готовы к такому вызову со стороны компаний, работающих в нефтегазовом комплексе? Помимо наличия портфеля транспортных услуг (перевозки, хранение, таможенное оформление и дополнительные услуги), необходимого компаниям нефтегазового сектора, логистический и транспортный подрядчик должен отвечать следующим критериям для работы в нефтегазовой отрасли:


                + Соответствие всем нормам безопасности, охраны труда и окружающей среды. После ряда произошедших серьезных аварий в мире работа нефтяных компаний – как самих, так и их подрядчиков – немыслима без соблюдения строгих требований в области безопасности и охраны окружающей среды. Только в России в 2020 году было 44 аварии в НГК (https://www.tek-all.ru/news/id7520/ ). Поэтому любая компания, работающая с нефтяными компаниями, должна соответствовать этим требованиям и иметь собственную программу безопасности при выполнении работ. Причем у каждой нефтяной компании могут быть свои требования к программе безопасности и их обязательно нужно изучить каждому логистическому и транспортному подрядчику перед работой с ними.


                + Строгое выполнение комплайнс. Это соответствие нормам и правилам законодательства и корпоративного управления. Понятие «комплайнс» пришло в Россию совсем недавно вместе с иностранными компаниями, которые стали внедрять программы комплайнс в свою деятельность в России и обязывать подрядчиков соответствовать этим требованиям. Зачем нужен комплайнс, если многие российские компании не требуют его от своих подрядчиков? Если мы оставим коррупционную составляющую, которая нарушает законодательство и разрушает нашу экономику, то главное, что можно выделить в комплайнсе, это минимизация возможных рисков в производственном процессе путем соблюдения правил, например, перевозок грузов и норм ведения бизнеса, а также моральную составляющую, которая подразумевает честную и справедливую культуру бизнеса в компании.


                + Предоставление качественных услуг. Нефтяные компании требуют как качественную продукцию, так и качественные услуги. Поэтому наличие системы качества в логистических и транспортных компаниях и соблюдение принятых стандартов – это важное условие работы на рынке нефтегазовой логистики.  Можно выделить три основных стандарта качества ISO 9001:2015, ISO 45001:2018, ISO 14001:2015 для логистических и транспортных компаний:


- Стандарт ISO 9001:2015 устанавливает критерии системы менеджмента качества. Стандарт основан на ряде принципов менеджмента качества, таких как сильная клиентоориентированность, мотивация и вовлеченность руководства, процессный подход и постоянное совершенствование. Внедрение стандарта в компании помогает гарантировать, что клиенты стабильно получают качественные услуги или продукцию.


- Стандарт ISO 45001:2018 содержит требования к системе менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Внедрение данного стандарта в систему менеджмента компании способствует значительному повышению уровня безопасности на рабочем месте для сотрудников и посетителей, а также выявлению и минимизации рисков.


- Стандарт ISO 14001:2015 содержит требования к системе экологического менеджмента (менеджмента охраны окружающей среды). Внедрение системы экологического менеджмента в компании позволяет выявлять и сокращать негативное воздействие компании на окружающую среду.


                + Наличие сети офисов в России для обслуживания НГК, позволяющих контролировать процесс цепочки поставок для нефтяных компаний и оказывать местный сервис («последнюю милю») на различных локациях, а также немедленно реагировать на возникшие проблемы в цепочках поставок.


                + Наличие и использование современных информационных технологий при оказании логистических и транспортных услуг, которые необходимы для обеспечения прозрачности цепочек поставок и их контроля, а также сокращения расходов по всей цепочки поставок при помощи избавления от дублирования операций, которые выполняются разными участниками в звеньях цепочки. Нефтегазовая логистика и информационные технологии должны сокращать разрыв между собой, чтобы цепочки поставок в нефтяной промышленности были более инновационными и эффективными.


    Соответствие критериям работы логистических и транспортных подрядчиков в нефтегазовом комплексе поможет компаниям выделиться среди конкурентов и предоставлять клиентам передовые услуги, а также стать стратегическим транспортно-логистическим подрядчиком в нефтегазовой отрасли.





Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 2(43) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.