Остались вопросы

А у вас в машине газ?..

Еще в мае 2018 года Президент РФ поручил расширить использование газа в качестве моторного топлива, в том числе за счет увеличения автопарка, работающего на метане. Однако серьезно продвинуться в этом вопросе до сих пор не удалось. Что тормозит процесс перехода транспорта на газ и какие шаги могли бы его ускорить?


Мобильные заправки

   

 Российские власти не первый год пытаются расширить использование транспорта на газе. Но в стране, которая является лидером по мировым запасам голубого топлива, прорыва в этом направлении до сих пор не произошло. Почему программа развития рынка газомоторного рынка работает недостаточно эффективно? По мнению исполнительного директора Национальной газомоторной ассоциации Василия Зинина, это следствие «кризиса доверия» – каждый ждет действий от других участников рынка и сам никаких шагов не предпринимает. «Практика последних лет показывает, что для развития нового рынка координирующую функцию должны взять на себя региональные органы власти», – отметил он в ходе тематического круглого стола на Югорском инвестиционно-промышленном форуме.

   

 Как считает Зинин, ускорить процесс перехода регионов на газ можно, реализуя топливо по принципу материнской и дочерних АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций). «Вместо сети АГНКС строится одна крупная базовая станция, а дальше используются мобильные заправщики, которые выезжают на конкретные, предварительно оборудованные точки, чтобы заправить транспорт. Многие участники рынка смотрят на эту концепцию, как на эффективный инструмент для рынков, находящихся в начальной стадии развития», – сообщил руководитель Национальной газомоторной ассоциации.

    

Однако такая схема имеет свои ограничения – например, есть сложности в вопросе диспетчеризации. Мобильные заправщики требуют поcтоянной загрузки, чтобы обеспечить рентабельность своей эксплуатации. Существуют и ценовые риски: кто по какой цене будет продавать топливо, как она будет пересматриваться и т. д. По какой цене в итоге будет заправляться потребитель, непонятно.


Системный подход

   

 Тем не менее, подчеркивает Василий Зинин, государство не зря сделало ставку на метан – сжиженный природный газ (СПГ) и компримированный природный газ (КПГ). Его цена регулируется государством – КПГ сегодня в три раза дешевле бензина и дизеля, стоимость которых напрямую зависит от конъюнктуры внешних рынков. Это наилучшая из доступных альтернатив с точки зрения экологии, а также социальной стабильности – применение газа в качестве моторного топлива позволяет сдерживать тарифы на пассажирские перевозки.

   

 Что касается применения ГМТ на морском и речном транспорте, в том числе в Арктике, то здесь России необходимо развивать те «колоссальные возможности», которые уже имеются. Такое мнение высказал исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов. При этом нужно не только заниматься переоборудованием старых судов, а работать сразу с заводами-изготовителями. Он подчеркнул необходимость системного развития и использования различных видов газа. «Чем успешнее мы пойдем по программе использования природного газа, тем успешнее сможем впоследствии перейти и на другие виды газа, в том числе водород», – отметил эксперт.


Шире круг

    

Сегодня программа развития рынка газомоторного топлива запущена в 27 пилотных субъектах РФ. Они расположены вдоль ключевых федеральных трасс, и в них уже имеется базовая газозаправочная инфраструктура. «Восточные регионы, такие как Сахалинская область, Якутия, предоставляют интересные условия для реализации программы без федеральной поддержки. Например, возмещают 100 % затрат на установку необходимого оборудования на транспорт. Другим регионам необходимо показать активную позицию в этом вопросе, заинтересованность. И они тоже смогут войти в перечень пилотных. У Югры есть все возможности для этого», – отметил Василий Зинин в ходе круглого стола в Ханты-Мансийске.   

   

 По его словам, Национальная газомоторная ассоциация совместно с Минэнерго прорабатывает возможность расширения списка участников программы до 60 регионов.


В период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года на развитие рынка газомоторного топлива из федерального бюджета РФ будет выделено 19,29 млрд рублей. Ожидается, что по итогам 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд м3 , количество стационарных газозаправочных объектов – до 1273 единиц, а парк техники на природном газе пополнится не менее чем на 40 тыс. новых транспортных средств.


 104 газовые заправки появятся в РФ до конца 2020 года


Об этом заявил министр энергетики РФ Александр Новак в ходе выступления на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам. «По итогам 2020 года будут введены в эксплуатацию 104 заправки, из них 84 - заправки за счет средств субсидий», – отметил он. Глава Минэнерго пояснил, что по итогам года общее количество газовых заправок в России вырастет на 20 %. К концу года объем рынка газомоторного топлива в стране составит примерно 1,1 млрд кубометров при плановом показателе в 950 млн кубометров.


 

 

 

Журнал «Нефть и Газ Сибири» №4 (41) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.