Остались вопросы

Без стандартов нет развития авиационной инфраструктуры

С какими трудностями сталкиваются строители вертолетных площадок?


    На сегодняшний день в РФ нет единого рабочего документа, регулирующего строительство вертолетных площадок. Существует лишь ряд разрозненных рекомендаций, норм и правил, которые из-за своего многообразия создают противоречия и проблемы в строительной практике.


    В связи с этим проектно-строительные компании и Ассоциация Вертолетной Индустрии ратуют за создание единого регламента для развития наземной авиационной инфраструктуры.

 

В правовом поле


    Фактическое развитие вертолетной отрасли опережает готовность к этому процессу государственных регулятивных органов. Строительство посадочных площадок идет настолько активно, что подрядчики вынуждены использовать «сырые» руководства и методички, опираться на правила, утвержденные в европейских странах.


    В настоящее время границы правового поля технических требований создают два основных документа:


— Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. № 69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории».


— Свод правил СП 135.13130.2012 «Вертодромы. Требова ния пожарной безопасности».


    Этих документов критически не хватает для всего разнообразия проектов вертолетных площадок — на земле, воде и кровле.


    Например, технические требования к противопожарным установкам площадок на кровле, прописаны в Своде Правил СП 135.13130.2012, но, сложность состоит в том, что технологию устройства самих площадок эти правила не описывают. И наоборот, в Приказе № 69 описаны общие параметры площадок, возводимых на земле, но отсутствуют требования пожарной безопасности для них.     Кроме того, к вертопалубам, расположенным на нефтяных платформах и кораблях, узаконенные требования Министерства Транспорта России вовсе отсутствуют. Существуют отдельные требования Российского Морского Регистра, однако, например, для площадок на акваториях рек они не распространяются.


    В итоге проектно-строительным компаниям приходится собирать нормативы по крупицам из многочисленных источников, а порой и разрабатывать собственные решения. Этот факт приводит к тому, что при сдаче проектов посадочных площадок могут возникнуть проблемы с прохождением экспертизы.

 

Испытание экспертизой


    В сфере строительства наземной авиационной инфраструктуры действует несколько видов обязательных экс- пертиз. Основная категория – это государственные экспертизы, которые проводят, как правило, региональные подразделения. Существует также негосударственная экспертиза проектной документации – ее выполняют коммерческие организации, наделенные правом выдавать заключения по строительным объектам.


    Одна из самых строгих экспертиз — Главгосэкспертиза, через которую проходят объекты, попадающие в категорию особо опасных, технически сложных или уникальных. До 2018 года все вертолетные площадки должны были проходить через эту процедуру. Три года назад в Градостроительный кодекс были внесены изменения, в результате которых посадочные площадки перестали считаться особо опасными и технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта.


    Теперь прохождение государственной экспертизы для них является необязательным и формально строителям должно быть легче. Но фактически в каждом случае вопрос о том, нужно ли проходить объекту Главгосэкспертизу или нет, решается отдельно. Например, посадочные площадки на территории аэропортов попадают под необходимость прохождения такого рода процедуры, так как являются частью особо опасного объекта.


    Сложность заключается в том, что требования Главгосэкспертизы направлены, главным образом, на аэродромы. Поэтому порог соответствий часто необоснованно завышен, когда дело касается вертолетных площадок. В данном случае отсутствие единого нормативно-правового документа относительно посадочных площадок усугубляет положение проектировщиков. Иногда из-за многочисленных согласований могут значительно увеличиться сроки и стоимость реализации проекта.

 

Война за проект


    Поскольку отрасль строительства вертолетных площадок последние годы развивается достаточно быстро, то накапливается и опыт решения сложных ситуаций. В случаях, когда существующие законодательные нормативы не могут помочь с разрешением спорных моментов, проектировщики самостоятельно ищут решения совместно с представителями экспертизы.

    Иногда положительное решение приходится буквально отвоевывать, аргументируя профессиональный выбор тех или иных решений перед экспертами.


    Пример того, когда экспертиза вынесла непредвиденное решение в связи с непониманием, под какие нормы попадает объект, — посадочная площадка на компрессорной станции в городе Кореновске. Эксперт по пожарной безопасности решил, что проектировщики в своей разработке неправомерно ссылаются на общие нормы пожарной безопасности и нормы для вертодромов.


    Поскольку, как уже говорилось, единого нормативного акта относительно противопожарных мер для посадочной площадки на земле нет, то в данной ситуации эксперт вынес решение, что проектировщики должны разрабатывать специальные технические условия.


    Разработка и согласование нового регламента — это очень долгая и дорогостоящая процедура. Тратить миллионы на разработку спецусловий для такого простого объекта, как типовая посадочная площадка на суше, неразумно. В итоге специалистам удалось убедить эксперта, что применять столь высокие требования правомерно к сложным и масштабным проектам типа аэродромов и вертодромов, но никак не к посадочным площадкам.


    Еще один пример, когда экспертиза предъявила необоснованно высокие требования к вертолетным площадкам, — строительство объекта на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении. Эксперт-технолог по авиационной части подверг вертолетные площадки жесткому анализу, который применим только для аэродромов. Пройти экспертизу удалось только в результате долгих многоэтапных переговоров, в которых участвовал весь штат технологов строительной компании.


    Аналогичная ситуация произошла с прохождением экспертизы площадки на территории Тагульского место рождения. Для Главгосэкспертизы был разработан большой комплект документации, где описывались тщательные расчеты трех вариантов земельных участков под площадку. Велись длительные переговоры, в результате которых удалось получить положительное заключение.

 

В ожидании перемен


    Профессиональное сообщество возлагало надежды на разработку нового документа в конце 2020-го года. В ноябре вышел проект Приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к вертодромам и посадочным площадкам», объединяющий в единый документ нормативную документацию по вертодромам и вертолетным площадкам.


    Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что в этом документе много спорных мест, которые вызывают еще больше осложнений и несоответствий. Надежды не оправдались. Приказ оказался абсолютно непригоден для работы проектно-строительных организаций и требует множества доработок. В связи с этим профессиональные проектировщики и члены Ассоциация Вертолетной Индустрии отправили в Минтранс ряд комментариев и замечаний. На данный момент конструктивных изменений это не принесло.


    Создание и внедрение новых норм для относительно новой отрасли — процесс очень масштабный и ответственный, поэтому медленный. Позитивным моментом можно назвать то, что в госорганах прислушиваются к специалистам, которые давно работают с вертолетными площадками и могут порекомендовать те или иные решения, исходя из реального опыта.


    Вопрос о формировании четкого единого регламента требований к вертолетным площадкам должен решиться в течение ближайших пяти лет, так как потребность в нем уже критически высока и возрастает с каждым днем.

 

Kotin.jpg


Александр Котин, основатель компании Helipoints

 



Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 1(42) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.