Остались вопросы

Дадим грант. С возвратом!

В предыдущем номере журнала мы рассказали о судьбе первого в Омской области овощеводческого кооператива, который подвергся преследованиям после получения 47­-миллионного гранта. Тогда руководители СПТК «Куликовский агросоюз», уверенные в своей «чистоте», думали, что проверки скоро закончатся и они смогут вернуться к нормальной работе. Однако это было только начало. Обыски, допросы и аресты продолжаются уже больше полугода, а фермерам остается лишь гадать, кто и зачем их «душит».


Бэкграунд


Если бы в 2018 году молодой калачинский фермер Денис Кобзев знал, чем обернется для него получение гранта, может, и не стал бы обращаться за поддержкой. Но тогда все выглядело иначе – открытие первого в регионе овощеводческого кооператива громко освещали в СМИ, во время пресс­-тура чиновники говорили воодушевляющие речи и желали новому предприятию успешного развития на благо родного села. За словами последовала реальная помощь – уже через год СПТК «Куликовский агросоюз» был предоставлен грант «На развитие материально-­технической базы» в размере 47 млн. рублей. Добавив 40% собственных (как диктуют условия гранта), кооператив серьезно обновил парк техники и приобрел оборудование для будущего модульного овощехранилища. Объемы закупа картофеля, свеклы и моркови резко выросли, доходы удвоились, а количество членов СПТК увеличилось до 18.


И вот тут начались проверки, о которых мы подробно писали в прошлом номере журнала. Сначала за дело взялось Главное управление финансового контроля, затем подключились прокуратура, ФСБ, налоговая, следком… «Когда одно ведомство не могло найти состава преступления, нас «передавали» следующему органу и так далее, – рассказывает исполнительный директор Куликовского агросоюза Денис ГАНИН. – Сначала вменяли «мошенничество», потом «обналичивание денежных средств», а когда и тут не вышло – попытались признать предприятие фиктивным».


В ход шли все методы, известные обывателю по криминальным сериалам. Многочасовые допросы, обыски с автоматами, изъятие документов. Из­за бесконечных походов по инстанциям страдала работа в поле – где­то не смогли вовремя провести обработку, а часть урожая вообще не успели убрать. Но фермеры верили, что скоро все закончится и им снова дадут нормально работать. Ведь они не нарушали закон и все делали правильно! Это подтверждали и юристы. Однако вскоре история получила неожиданный оборот.


Лишился свободы и заказчика


В конце октября прошла «вторая волна» обысков, во время которых изъяли все документы вместе с компьютерами – не только у самих руководителей СПТК, но даже у членов их семей. Деятельность кооператива оказалась полностью парализована – невозможно было вести отчетность, работать с контрагентами. А потом арестовали Дениса Ганина. По решению суда он должен был провести в тюрьме два месяца, но уже через девять дней фермера освободили – удовлетворив апелляцию, по которой арест был признан незаконным и безосновательным. Находясь в заключении, Ганин даже объявил голодовку в знак протеста против такого беспредела. И хотя пребывание под стражей было недолгим, оно нанесло серьезный ущерб экономике кооператива. По несчастливому стечению обстоятельств, именно в эти дни, когда изолировали исполнительного директора, намечалась крупная сделка по отгрузке 1000 т картофеля. Связь с заказчиком держали только через Ганина, у которого в тюрьме изъяли телефон: не дозвонившись до него, контрагент сделал закуп в другом месте. Более того, готовая к отгрузке партия куликовского картофеля находилась в открытом помещении, и основная часть овощей просто замерзла. 

«Это был наш основной партнер, с которым была договоренность на поставку всего осеннего урожая – около 5000 т, за который мы планировали выручить 40 млн. рублей. Позже пришлось реализовывать его уже по сниженной цене. А если учесть общие потери на протяжении всего полевого сезона из­за постоянных преследований, то мы понесли громадные убытки!» – говорит председатель наблюдательного совета СПТК «Куликовский агросоюз» Игорь ВАРАПАЕВ.


Признать фиктивным любой ценой


Недополученную прибыль хотели направить на строительство того самого современного овощехранилища, которое изначально было целью гранта. Но стройка, которую планировали еще прошлым летом, так и не началась. Не суждено было сбыться и другим планам. В этом году кооператив рассчитывал начать продажу элитных семян картофеля населению, чтобы люди на своей земле выращивали качественный продукт, за который осенью получили бы хорошую цену. Теперь около 100 омских хозяйств, которым Куликовский агросоюз помогал со вспашкой и обработкой полей, могут остаться ни с чем.


«Год назад мы провели большую работу, ездили по деревням и убеждали людей возделывать свои заброшенные земли, сажать картофель, который мы потом у них купим по хорошей цене. Селяне готовы работать, но не все умеют продавать, и мы хотели им в этом помогать. Деревня умирает, а тут у них появился шанс заработать. Но нам не дали осуществить наши планы, и сейчас люди звонят нам, пишут, говорят: «Вы же обещали!..» А у нас связаны руки», – рассказывает Денис ГАНИН.


Он теперь под подпиской о невыезде и не может добиться разрешения выехать в соседний регион на встречу с заказчиком даже на пару дней. Общаться по телефону тоже нельзя – «давление на свидетелей». Кооперативу пришлось распустить почти всех сотрудников – все документы и бухгалтерия изъяты, начислять зарплату, сдавать отчетность и вести хозяйственную деятельность они не могут. Поставки оборудования, рассчитанные по условиям гранта на два года, тоже под вопросом. Часть техники уже поступила в Омск – комбайн, погрузчик, машина для наполнения контейнеров, весы, климатические системы и машины­-конвейеры для будущего хранилища. Всего у кооператива заключены договоры на покупку 23 единиц техники и шесть модулей овощехранилища. Но многие поставщики, после того как их взяли в оборот силовики, уже боятся сотрудничества. А один и вовсе дал показания против омичей. 


«На наших партнеров давили, пытаясь выбить признание в том, что наше взаимодействие фиктивное. Одного поставщика им удалось «сломить». Мы перечислили ему 23 млн. рублей грантовых и еще 40% собственных средств, есть все документы, письма. Денис Ганин даже ездил к нему смотреть оборудование, которое мы ждали в этом году. Но человека убедили заявить, что договоры были фиктивными и они это оборудование даже не собирались поставлять. Теперь мы, в свою очередь, подаем на него в суд, хотя понимаем, что человека просто запугали», – рассказывает ВАРАПАЕВ.


Грант работе помеха?


Долгое время фермеры не могли понять, кто и зачем вставляет им палки в колеса. Адвокаты и юристы в один голос говорили, что кооператив находится в процессе исполнения условий гранта и нарушений в их работе нет. Но потом заметили – как только появлялся спорный вопрос и руководство СПТК обращалось в профильные ведомства за разъяснениями, вместо помощи они тут же получали новую порцию проверок. 


«Мы поняли, что власть и органы вовсе не заинтересованы в том, чтобы добиться истины. Они нам не защитники и не помощники. Складывается ощущение, что их цель – во что бы то ни стало доказать вину предприятия и вернуть грантовые деньги обратно», – заявляет Денис Ганин. – Людей сначала завлекают, чтобы выдать субсидию и отчитаться перед Москвой, а что дальше будет с этими деньгами и теми, кто их получил, – уже совсем другой вопрос».


По его словам, многие аграрии уже обожглись на господдержке и доверии чиновникам. «У кого ни спросишь из тех, кто получил грант, обязательно какие­то проблемы. Мне известны случаи, когда людей просто пытались обмануть, дав подписать не ту бумажку или не так ее заполнив, – говорит Игорь ВАРАПАЕВ. – А здесь любое неверное или несвоевременное действие может повлечь возврат выданных денег. Конечно, кто­то будет отстаивать свою правоту и что­то доказывать, обращаться к юристам… Но в деревне не все готовы вести такую борьбу. Были случаи, когда, «не выполнив условия гранта», люди распродавали свой скот, чтобы вернуть деньги в бюджет, закрывали ферму и уезжали из села».


Получается парадокс: с самых высоких трибун аграриев призывают к развитию и предлагают помощь – ведь стране нужны высокие удои, привесы и урожаи, чтобы обеспечить продовольственную безопасность и увеличить экспорт. Но когда появляется реальный шанс занять людей и улучшить экономику села, начинают мешать.


«Государство заявляет о том, что нужно привлекать молодежь на село, развивать кооперацию… Но кто при таком подходе и отношении захочет открывать свое дело или как­то иначе связываться с государственными деньгами? – говорит Денис Ганин. – Нас пытались уличить в хищении 47 млн. рублей, но зачем нам это, если по бизнес­плану мы должны были заплатить 50 млн. рублей налогов? В чем смысл? Не секрет, что многие сельхозпроизводители не показывают часть доходов, чтобы сэкономить, а мы хотели действовать честно, по закону! И что получилось? Все равно оказались виноваты, а сами даже не знаем, в чем».


Раз кооператив, два кооператив…


Хотя деятельность Куликовского агросоюза приостановлена, его участники продолжают работать. Из 18 членов осталось только 6, но многие хозяйства готовы вернуться в кооператив, как только все утрясется. А пока куликовцы действуют от имени другого кооператива, созданного в Омском районе, чтобы реализовывать продукцию через него. Экологически чистый, выращенный без использования химии картофель все так же пользуется спросом на рынке, его охотно закупают школы, детские сады и овощные базы. Не отказываясь от прежних планов, фермеры строят новые – приобрести здание под овощехранилище и даже взять еще один грант на строительство крахмальной установки, чтобы не сдавать некондицию новосибирскому заводу, как сейчас, а перерабатывать на омской земле. 


Говорят, что теперь, получив столь тяжелый опыт, знают, как действовать, чтобы не наступить на те же грабли. Свою пятилетнюю программу развития, изложенную в бизнес-­плане, они намерены выполнять несмотря ни на что. В 2020 году ждут поставок остального оборудования, приобретенного на средства первого гранта, и готовятся отстаивать свою правоту до конца. Но вот вопрос – много ли пользы от господдержки, за которую приходится платить такой ценой?

 

 

Журнал «Cельская Сибирь» № 1(15) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.