Заказать звонок

Энергостратегия – 2035: проблемы и решения

Энергетика

 

Комитет ГД по энергетике провел круглый стол на тему «Энергостратегия ­2035: долгосрочные ориентиры в изменчивых условиях. Обсуждение актуальности разработки и принятия стратегического отраслевого документа».

 

Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, открывая мероприятие, заявил, что считает тему обсуждения очень важной, потому что работать в отсутствие стратегического целеполагания неправильно и неэффективно.


«Отсутствие актуальных официальных документов стратегического планирования создает определенные трудности для дальнейшего устойчивого развития энергетического комплекса. Обновленный проект Энергостратегии – 2035 был внесен в Правительство РФ в декабре 2019 года. Наша задача сегодня – обсудить с представителями государства, отрасли и экспертного сообщества содержание этого документа, его сильные и слабые места, обозначить проблемы и предложить решения», – подчеркнул он.


Заместитель директора Департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Андрей Габов заявил, что сценарные условия, заложенные в проект энергостратегии могли бы быть более оптимистичными. Кроме того, в конкретизации нуждаются многие показатели развития отдельных отраслей, их стоило бы сделать более четкими и амбициозными с тем, чтобы стимулировать развитие. Также Минэкономразвития полагает, что в проекте стратегии слабо отражены задачи технологического развития ТЭК.


Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин подчеркнул важность правильного целеполагания в условиях энергетического перехода и связанной с этим неопределенности. Главное для страны, по его мнению, – максимизация эффекта от добычи и монетизации каждого кубометра, барреля и киловатта, которые потребуются мировой и российской экономике, создание необходимой для этого среды, технологий и инфраструктуры. А спорить об объемах этих баррелей и кубометров можно долго, но сегодня это неэффективно и бесперспективно.


Директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Алексей Кулапин пояснил, что проект энергостратегии формировался в режиме максимально широкого обсуждения с отраслевым сообществом, для того чтобы определить основные показатели, проводились не только рабочие группы с представителями ТЭК, но даже экспертное анкетирование. Поэтому вошедшие в проект цифры, в принципе, должны соответствовать представлениям отрасли о ситуации и задачах. Кроме того, многие показатели, в общем виде содержащиеся в энергостратегии, будут конкретизированы в документах стратегического планирования по конкретным отраслям.


Представитель Минэнерго подчеркнул также непредсказуемость ситуации в мировой энергетике, переживающей сегодня так называемый энергетический переход. Очевидно, что модель развития меняется от экстенсивной к интенсивной, но скорость, параметры и даже суть изменений предугадать невозможно. В этих условиях необходимо переходить от целевых сценариев к так называемому риск­ориентированному подходу, отказаться от показателей объемов добычи как целевых индикаторов. Важнейшие задачи, которые нужно реализовывать в любых сценарных условиях, – это повышение монетизации запасов, ускоренное производство продукции высоких переделов, включая СПГ, ГМТ, нефтегазопереработку и нефтегазохимию, децентрализация и цифровизация всех отраслей ТЭК, приведение показателей эффективности по отраслям к лучшим мировым аналогам.


Руководитель отдела исследований энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин заметил, что в сам подход к стратегическому планированию в энергетике сегодня заложены пороки, которые и приводят к не устраивающему никого результату.


Первый заместитель председателя Комитета по энергетике Валерий Селезнев высказал мнение, что для энергостратегии как документа общего порядка важнее учесть и спрогнозировать основные мировые тенденции развития энергетики, чем расписать конкретные отраслевые нюансы, чтобы представители отраслей, выстраивая свои планы, четко ориентировались на них. При этом обсуждающийся проект скорее игнорирует часть таких тенденций – например, связанных с развитием ВИЭ, теплоснабжения и т. д.


Также на мероприятии выступили эксперты, специалисты по отрасли. Так, президент Российской ассоциации малой энергетики Максим Загорнов посетовал, что проект энергостратегии по прежнему не придает значения развитию распределенной энергетики, при том что это один из основных мировых трендов, и фактическое развитие распределенной генерации в России идет в русле этого тренда. Именно «распределенка» может придать новое качество конкуренции на розничных рынках электроэнергии. Необходимо создание нормативной базы распределенной энергетики.


Исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов представил результаты обсуждения проекта энергостратегии экспертами компаний, входящих в РГО. По их мнению, в документе необходимо прописать риски — возможности­угрозы, а также сценарий комплексного развития отрасли.


Все предложения и замечания, высказанные в ходе достаточно острой дискуссии, собраны Комитетом по энергетике, проработаны совместно с Минэнерго и оперативно направлены в качестве рекомендаций в Правительство РФ, на рассмотрении которого находится сейчас проект Энергостратегии – 2035.

 

А В ЭТО ВРЕМЯ


    АЛЕКСАНДР НОВАК: 


       

ДО 2024 ГОДА ПЛАНИРУЕТСЯ ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА 1%



 

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального собрания РФ рассказал о реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

 

«Реализация комплексного плана предусматривает ежегодный прирост потребления электроэнергии на 1%, или на 6% к 2024 году. Кроме этого, снижение неэффективной установленной мощности на 12%, модернизацию 11 ГВт тепловой генерации. Важным аспектом также является внедрение интеллектуальных систем управления. К 2024 году мы планируем обеспечить такой уровень управления в электросетевых комплексах 70 субъектов Российской Федерации», – сообщил министр.


Александр Новак отметил, что одна из задач комплексного плана – модернизация тепловой генерации в Сибири и Европейской части России. В 2019 году была запущена долгосрочная всероссийская программа модернизации ТЭС. В 2019–2020 годах отобрано 86 проектов суммарной мощностью 17,2 ГВт с началом поставки мощности в 2022–2025 годах. Объем инвестиций превысит 200 млрд. рублей. При реализации программы рост цены на электроэнергию не превысит уровень инфляции. Дополнительно принято решение о модернизации и замещении до 1350 МВт на Дальнем Востоке. По оценкам, объем инвестиций составит 171 млрд. рублей. В части развития магистрально­энергетической сети комплексный план предусматривает, что до 2024 года будет построено порядка 4,8 тыс. км линий электропередачи и почти 3 тыс. МВА трансформаторной мощности.


«В качестве примера приведу Иркутскую область, где в 2019 году реализован ряд важных проектов, которые позволили повысить надежность энергоснабжения Бодайбинского и Мамско­Чуйского районов области, обеспечить технологическое присоединение Иркутского завода полимерных изделий, Ковыткинского газоконденсатного месторождения, объектов компании «Транснефть», а также электроснабжения тяговых подстанций «Российских железных дорог» для первого этапа расширения Восточного полигона железных дорог», – рассказал Александр Новак.


В рамках «правительственного часа» министр также ответил на вопросы сенаторов о строительстве новых и судьбе избыточных энергомощностей, развитии «зеленой» энергетики, газификации регионов страны.


«Мы рассматривали на парламентских слушаниях в Совете федерации вопрос, связанный с газификацией регионов Сибири, Дальнего Востока. Ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири» в прошлом году и наращивание его мощности поэтапно позволит нам, во­первых, реализовать потенциал газовых месторождений Сибири, во­вторых, реализовать потенциал использования газа этих месторождений для газификации регионов. Есть большой запрос со стороны регионов, которые не имеют трубопроводного газа. Мы создали специально сейчас рабочую группу, чтобы вместе с «Газпромом» и другими компаниями, которые обладают ресурсной базой, подготовить технико­экономическое обоснование для газификации», – рассказал министр.


Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.