Остались вопросы

Лифтовая отрасль в 2021 году: старые проблемы, новые решения

Удастся ли вовремя заменить старые лифты в стране, как добиться, чтобы на торгах гнались не за ценой, а за качеством, и почему отказ от плановых проверок лифтового хозяйства не так страшен, как может показаться, – об этом и многом другом говорили на XI Всероссийском съезде работников лифтового комплекса.

 

Статистика пандемии


    Традиционная встреча лифтовиков собрала представителей более 100 организаций из 50 регионов страны. Открывая деловую часть пленарного заседания, президент Национального лифтового союза Виктор Тишин осветил события и проблемы лифтового хозяйства. Прежде всего, по его мнению, отрасль «не скатилась к монополии», угроза чего обозначилась 5 февраля 2019 года – на громком выездном совещании Правительства России на Щербинском лифтостроительном заводе. Это подтверждают выписки из реестров Ростехнадзора. Например, с октября в реестре уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности стало больше на 600 специализированных организаций, количество которых достигло 2442.


    Минстрой России насчитал в стране чуть более 527 тысяч пассажирских лифтов. Их доля, требующая неотложной замены, снизилась со 120 тысяч до 96 920 штук (упав с 25 % до 18 %), что не может не радовать. Пандемия коронавируса почти не сказалась на притоке новых лифтов в ремонтируемые многоквартирные дома: в 2019 году было законтрактовано к замене 17 662 лифта, а в 2020 – около 16 тысяч (минус 11 % по сравнению с 2019 годом).


    Лифтовый парк в 2020 году обновлялся силами 106 подрядных организаций (плюс 6 % от численности в 2019 году). 


Успеть до 2025 года


    Изменения в Техрегламенте Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) отодвинули замену «нерегламентных» лифтов с февраля 2020 года на февраль 2025 года. Президент НЛС подчеркнул, что пятилетняя отсрочка позволила избежать массовых остановок, но несложные арифметические расчеты показывают: если разделить на 25 лет (срок службы лифта) те 527 тысяч лифтов, что насчитал Минстрой, получается, что величина их естественного старения – около 20 тысяч единиц в год. То есть проблема не теряет остроты. Сюда нужно приплюсовать почти 100 тысяч тех лифтов, которые уже сейчас не вписываются в кондиции (не забывая, что лифтостроительные заводы должны поставлять продукцию еще и для монтажа в новостройках).


    Таким образом, можно сделать вывод, что с текущей динамикой замены в назначенный срок – 2025 год – теоретически можно не вписаться. 750 млн рублей, выделенных Правительством – безусловно, значимый шаг, однако проект требует гораздо больших средств.

 

Отсечь непрофессионалов


    Заслуживают внимания и другие события лифтового комплекса. Благодаря работе Федерации лифтовых предприятий и отраслевого Совета по профквалификациям развивается система профстандартов и подтверждения квалификации. На примерно 70 тысяч работников отрасли уже состоялось 54 865 профессиональных экзаменов, выдано 51 511 свидетельств.


    К недавним победам сервисных организаций, которые представляет АДС «СО «Лифтсервис», можно отнести выход письма Минстроя от 13.01.2021 г. № 480-ОГ/04. В нем подробно расписаны требования к специализированным лифтовым организациям. Такое письмо – серьезное подспорье для лифтовиков при взаимодействии с органами Государственной жилищной инспекции, Ростехнадзором, заказчиками и проч.


    21 января Минстрой России, пойдя навстречу отрасли, подписал еще один важный документ – протокол совещания по вопросу утверждения государственных норм затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов и лифтового оборудования при эксплуатации лифтов. Сборник призван отсечь от рынка заведомых непрофессионалов, любителей демпинга.


    В завершение выступления Виктор Тишин коснулся вопроса безопасности пассажиров на вертикальном транспорте, одного из главенствующих критериев ее эффективности. Количество ЧП в 2019—2020 годах снизилось. В 2020 году 13 человек погибли на строящихся объектах, 10 – при эксплуатации лифтов, 31 – получили травмы (в том числе 10 на стройке). Президент НЛС выразил надежду, что статистика отражает оптимистичную тенденцию, а не стечение обстоятельств.

 

Трудности господдержки


    Распоряжение Правительства от 18 декабря 2020 года № 3397-р и правительственное Постановление от 21.12.2020 г. № 2202 открыли лифтовикам доступ к государственным средствам на ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений при капремонте МКД. С 2021 года Фонд ЖКХ на основании Постановления № 2202 начал субсидировать начинание неоспоримой социальной значимости – замену лифтов. Постановлением предусмотрено несколько условий получения поддержки. Прежде всего, лифтовое оборудование должно быть отечественного производства.


    Подробнее о долгожданной господдержке и других заметных течениях в сфере ЖКХ рассказали директор департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Татьяна Кузьмина и исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта (АРОКР) многоквартирных домов Анна Мамонова. Начальник отдела департамента Минпромторга России Даниил Голобородько признал, что при подтверждении происхождения продукции лифтостроительные заводы сталкиваются с некоторыми трудностями, но Торгово-промышленная палата РФ и министерство стремятся как можно скорее запустить в лифтопроме понятную балльную систему подтверждения, которая показала эффективность на ключевых автомобильных заводах.


    Фонды капремонта также обязаны менять все лифты в каждом МКД, чтобы выборочной заменой не допустить роста социальной напряженности. Фонд ЖКХ вместе с Минстроем России ведет мониторинг цен на лифтовое оборудование для программы, стремясь не допустить злоупотреблений и жалоб регионов на повышение цен производителями.


    Татьяна Кузьмина назвала выделенные государством 750 млн рублей суммой, не соотносящейся с общей стоимостью замены всех лифтов в стране. Но пилотный проект по крайней мере позволит найти узкие места в программе, выяснить, какие проблемы могут быть в регионах и т. д. В частности, имеются опасения, что может возникнуть заминка из-за организационных и технических причин. Например, не во всех управляющих организациях, принимающих смонтированные лифты в эксплуатацию, имеются специалисты по организации их эксплуатации. Учитывая, что нужное образование можно получить не в каждом городе страны, директор департамента Фонда ЖКХ подала инициативу вместе с НЛС задуматься об открытии специальных обучающих курсов, либо самому союзу взяться за обучение востребованных кадров.

   

Мотиваторы для собственников


    Исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова дополнила коллегу: в 2020 году, несмотря на пандемию, собираемость взносов на капремонт удержалась на планке прошлых лет – 96 %. Многие регионы, несмотря на непопулярность таких мер, решили повысить размер минимального взноса (некоторые – существенно). Практика показывает, что это не снижает платежную дисциплину граждан, увидевших, на что уходят их деньги, и готовых платить.


    АРОКР надеется, что объемы и темпы капремонта сохранятся, хотя стоимость оборудования и стройматериалов сильно выросла. Для удержания хотя бы прежней скорости необходимо наращивать инвестиции в эту сферу. В прошлом году ремонты МКД вылились в сумму 176 млрд рублей. Из них на инженерные системы пришлось 20 % (35 миллиардов рублей), на лифты – 20 % (34,5 млрд), крыши – 28 % (49 млрд) и т. д. Объемы замены лифтового оборудования в денежном эквиваленте выросли: 31 млрд рублей в 2019 году и 34,6 млрд рублей в 2020 году, но ассоциацию не радует быстрота включения лифтов в региональные программы капремонта. Пока ими предусмотрена замена примерно 70 тысяч лифтов до 2025 года из требуемых 134 тысяч (данные Фонда ЖКХ и АРОКР несколько отличаются от статистики НЛС).


    Анализ АРОКР показал, что из 94 тысяч лифтов с уже истекшим сроком эксплуатации только 62 %, то есть 58 тысяч, находятся на балансе у региональных операторов. А 37 % – огромный объем! – размещаются в домах со специальными счетами. Собственники в таких домах не спешат самостоятельно принимать решения о замене лифтов, кроме того, в среднем на спецсчетах накоплены недостаточные суммы. Нужны и мотиваторы для собственников, полагает исполнительный директор АРОКР, и господдержка, причем не просто господдержка, а серьезные кредитные средства, которые граждане могут получить, а потом по ним расплачиваться.


    Еще 24 % приходится на договоры с рассрочкой оплаты. В них включено оборудование на сумму почти 9 миллиардов рублей. Как правило, речь идет о 3-летней рассрочке. В отдельных случаях применяется отсрочка на 5 лет. Система договоров с рассрочкой или отсрочкой платежей нуждается в добавочном финансировании. 750 млн рублей на замену лифтового оборудования для региональных операторов, конечно, уже колоссальная поддержка.   


qwo (1).jpg


    Она прокомментировала готовящиеся изменения в Постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме…» и прояснила статус резонансной идеи о прямых закупках лифтового оборудования для капремонта у заводов-производителей.


    «Сроки «пилота» пока не определены, регионы не определены, – подчеркнула Анна Мамонова. – Очень много возникает сопутствующих вопросов: например, что делать с далекими регионами, в которые ради 5 лифтов никакой крупный завод не поедет? Что делать с регионами, где есть свои небольшие заводы-производители, которые регионы хотят поддержать?»


    Больной вопрос – необходимость повышения требований к техническому уровню устройств, используемых при капремонте. Нередко встречаются после замены лифты с линолеумом вместо алюминиевого пола, двухскоростными редукторными лебедками и т. д., которые недалеко ушли от оборудования 30–40-летней давности, хотя начальная цена лота позволяет установить современные агрегаты с безредукторными лебедками, фотозавесами, алюминиевым полом и проч.


qwo (4).jpg


    Комментируя эту тему, Анна Мамонова указала, что жесткий демпинг на аукционах ни к чему хорошему не ведет. Федерального нормативного документа для регулирования требований такого рода не существует. Единственный инструмент, при помощи которого можно влиять на параметры качества, на ее взгляд, это технические политики в регионах. Ассоциация утвердила внутренний документ «Модельная техническая политика на работы по капитальному ремонту общего имущества МКД», рекомендованный регионам. Именно здесь уместно прописать трендовые технические запросы к лифтам, которые фондам капремонта желательно будет отразить в конкурсной документации и выставить подрядчику в виде техзадания. Планируется, что АРОКР и лифтовое сообщество для начала согласуют свои подходы к борьбе за качество лифтов при капремонте, а впоследствии обратятся в Минстрой России с выводами по этому вопросу.

 

    Мы уже приступили к совместной работе с подрядчиками: обсуждаем этапы реализации проектов благоустройства и имеющиеся у них ресурсы рабочих и спецтехники. По каждому объекту начинаем работать с ресурсоснабжающими организациями, детально прорабатываем проекты.


Риски, которые мы видим для системы, – это то, что граждане (в МКД со спецсчетами. – Прим. ред.) подождут начала 2025 года, а потом при неисполнении работ, которые предусмотрены, свалятся большим валом в «общий котел», то есть на плечи субъектов Российской Федерации, фактически на плечи государства. Поэтому стимулирующие меры по замене лифтов для специальных счетов будут активно дополнительно прорабатываться и внедряться.


Анна Мамонова, исполнительный директор АРОКР


 

Безопасность под контролем


    Выступление начальника правового управления Ростехнадзора Дмитрия Яковлева привлекло особое внимание лифтовиков. И это неудивительно, т. к. НЛС – один из активных участников законотворческой миссии федеральной службы, и задача обеспечения безопасности людей – одна из первоочередных для обеих сторон.


    Федеральные законы от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ дали начало реформе контрольно-надзорной деятельности, напомнил Яковлев. ФЗ № 247 с 1 января 2021 года запустил так называемую регуляторную гильотину. Базовое для надзора за лифтами Постановление № 743 под «гильотину» пока не попало.


    Вступающий в силу с 1 июля 2021 года ФЗ № 248 кардинально меняет архитектуру контрольно- надзорной деятельности. Он содержит множество новаций – например, вместо классической проверки предусматривается целая линейка разных документов в арсенале контрольно-надзорных органов, появляется много новых мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, вводится понятие «индикатор риска» и т. д.

    

    Докладчик упомянул о проекте федерального закона об изменении Градостроительного кодекса в части надзора за лифтами. Его автором выступил сам Ростехнадзор, которому должны отойти надзорные полномочия.


    Одна из неоднозначных новелл законопроекта связана с предложением отказаться от плановых проверок. Дмитрий Яковлев прояснил ее мотивы: во-первых, штатная численность центрального аппарата Ростехнадзора и территориальных органов постоянно сокращается. Во-вторых, по его уверениям, «внеплановые проверки показательнее – к ним невозможно заранее подготовиться, подретушировать какие-либо недостатки».

 

Образованием не вышли


    К сожалению, в области аккредитации соглашения между государственными органами контроля и СРО с добровольным членством в рамках федерального государственного контроля деятельности аккредитованных лиц пока невозможны. Об этом заявил заместитель руководителя Росаккредитации Максим Залазаев, сославшись на статью 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».


    Не удалось услышать от деятелей ФСА и внятных ответов: какое высшее образование должно быть у руководителей и заместителей руководителей испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации, чтобы аккредитованные лица могли находиться в национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Ранее Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества вычеркнул из реестра несколько организаций – членов «Русьэкспертлифт» – как раз по причине того, что образование их руководителей и замов не соответствовало новым критериям Росаккредитации.


    Чиновники ФСА в качестве компромисса предложили передать ведомству список специальностей, обладатели которых, по мнению лифтовиков, имеют право заниматься оценкой соответствия в требуемых областях аккредитации, а также список вузов, где готовят нужные кадры.

 

    Сама же отрасль настаивает, что исчерпывающие требования к уровню образования персонала и наименования специальностей, подходящих под ту или иную квалификацию, вот уже как несколько лет отражены в профессиональных стандартах.

 

    Новая актуальная забота ТК 209 – произведение стандарта по обеззараживанию лифтов для предотвращения распространения новой коронавирусной и других видов инфекций с учетом обязательных и рекомендательных документов Роспотребнадзора.

 

Стандарты-2021


    Председатель Технического комитета по стандартизации ТК 209 Лев Вольф-Троп записал для участников съезда выступление, в котором перечислил направления развития лифтовой стандартизации в 2021 году. Их можно сгруппировать в два блока: первый связан с Программой национальной стандартизации (ПНС) на 2021 год, второй – с изменением перечней стандартов к Техническому регламенту «Безопасность лифтов».


    ПНС на 2021 год включает 13 национальных и межгосударственных стандартов, касающихся лифтов. Из этого перечня 6 межгосударственных стандартов находятся на стадии окончательной редакции в уполномоченной организации – ФГУП «Стандартинформ». В их число входит стандарт на основные параметры и размеры лифтов для транспортирования людей и людей и грузов. Важно, что за его основу взята самая последняя редакция международного стандарта ISO.


    Особняком стоит проект стандарта по определению числа, грузоподъемности и скорости лифтов, устанавливаемых в жилых, офисных и гостиничных зданиях (на основе международного стандарта 2020 года). Разработка такого вида стандарта очень важна – в своде правил на проектирование зданий различного назначения указывается, что выбор лифтов – количества, грузоподъемности, скорости – осуществляется методом расчета, при этом сам алгоритм расчета не приводится.


    Коллектив ТК 209 не менее заботит потребность изменения перечня стандартов к ТР ТС 011/2011. Согласно решению Евразийской экономической комиссии, перечень подлежит обязательной актуализации не реже одного раза в год для пополнения новыми стандартами, соответствующими современному уровню лифтостроения, и исключения устаревших стандартов.


    ТК 209, при участии НЛС, после тщательного обсуждения с лифтовыми организациями разработал и представил в федеральные органы власти предложения по включению в перечень новых стандартов. Созданные на основе последних редакций международных и европейских стандартов, они составят нормативную базу для выпуска лифтов нового поколения.

 

По материалам «ЛИФТИНФОРМ»


qwo (3).jpg





Журнал «Архитектура и Строительство» № 1 (1) 2021

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.