Остались вопросы

Молочный бизнес будет терять на маркировке 12 миллиардов в год

Минсельхоз поддержит отрасль новыми льготными кредитами на покупку кодов и оборудования для маркировки, но даже это не спасет производителей молока от колоссальных затрат.


На самообеспеченность пока не вышли


В Москве прошел XII съезд Национального союза производителей молока, участники которого подвели итоги года и обсудили главные проблемы рынка.


Несмотря на пандемию, прошлый год сложился для молочной отрасли довольно неплохо. Объем производства молока превысил 32 млн тонн, что на 855 тыс. тонн больше показателей 2019 года. Как отметил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий ПАТРУШЕВ, это лучший результат за последние десять лет. В планах на 2021 год – произвести не менее 32,6 млн тонн.


Вслед за ростом производства сырого молока увеличился и выпуск молочной продукции. По данным «СОЮЗМОЛОКО», выросло производство сыров (+5 %), питьевых сливок (+15 %), сметаны (+3 %), питьевого молока (+2 %), сливочного масла (+5 %), мороженого (+14%), сухой сыворотки (+14 %), сухого обезжиренного молока (+5 %).


В 2020 году экспорт «молочки» превысил $300 млн – это на 12 % больше, чем годом ранее. Активнее всего растут поставки сыров, творога, сливочного масла и молочной сыворотки. Открываются и новые рынки: в 2020 году в список партнеров добавились Япония, Вьетнам, Саудовская Аравия, начались отгрузки сухого молока в Китай.


Вместе с тем, как подчеркнул Дмитрий Патрушев, есть еще над чем поработать на внутреннем рынке, и это главная задача. Согласно Доктрине продовольственной безопасности самообеспеченность молочной продукцией должна составлять не менее 90 %, а по итогам 2020 года она достигает лишь 84,1 %.


Себестоимость растет, а цены – нет


Председатель правления «СОЮЗМОЛОКО» Штефан ДЮРР напомнил, в каких сложных условиях приходится существовать молочному бизнесу: «С одной стороны, себестоимость производства сырого молока значительно выросла (так, еще год назад соевый шрот стоил $500 за тонну, а сейчас – $700, и так по многим другим товарам). С другой стороны, мы понимаем, что покупательная способность населения по меньшей мере не увеличивается».


Поскольку рост цен на потребительском рынке маловероятен – доходы людей  в пандемию и так упали, молочники рассчитывают на помощь властей, чтобы снизить себестоимость производства.


В прошлом году молочная отрасль получила от государства 28,3 млрд рублей, и, как заверил глава Минсельхоза, в 2021 году все существующие меры господдержки будут сохранены, а некоторые расширены.  Так, льготные краткосрочные кредиты теперь можно использовать для закупки зерна, шротов, премиксов и аминокислот на кормовые цели.


Хорошим стимулом для новых профессиональных игроков, желающих инвестировать в развитие молочных производств, является возмещение части капитальных затрат. Текущий год – последний, когда можно получить так называемые капексы. Штефан Дюрр обратился к Министру с просьбой рассмотреть возможность продления данной поддержки в будущем.


Не исчезнуть с полок из-за маркировки


Но главная проблема, которая сегодня волнует участников рынка, – введение маркировки молочной продукции. Именно по этой причине 2021 год обещает стать даже сложнее, чем предыдущий, как считает замминистра сельского хозяйства РФ Оксана ЛУТ.  Она напомнила, что с 1 июня 2021 года эта процедура станет обязательной и производителям нужно заранее подготовиться к ней.


«У разных типов предприятий будут свои решения по маркировке, и мы готовы индивидуально работать с каждым. Типографский способ нанесения маркировки – наверное, самый оптимальный, его выбрало для себя большинство компаний. У нас еще есть время подготовиться и не допустить, чтобы с 1 июня  молочная продукция исчезла с полок. Если вы уйдете, ваше место займет кто-то другой», – подчеркнула Оксана Лут, обращаясь к руководителям молочного бизнеса.


Поддержки «маловато будет»!


Минсельхоз, в свою очередь, подготовил дополнительный комплекс мер для снижения затрат бизнеса на маркировку. В 2021 году производители смогут получить льготные краткосрочные кредиты на приобретение кодов, обеспечение печати и техническое обслуживание оборудования для маркировки, а также льготные инвестиционные кредиты на его покупку. Плюс прорабатывается возможность поставки оборудования для маркировки на условиях лизинга. Однако, по расчетам «СОЮЗМОЛОКО», планируемая поддержка несопоставима с теми затратами, которые понесут молочные предприятия.


«Несмотря на договоренности, достигнутые с оператором – ЦРПТ, – инвестиционные затраты для молочного бизнеса будут очень серьезными и составят около 12 млрд рублей в год, по оценкам независимых аудитов. Это, конечно же, для индустрии достаточно серьезная сумма, особенно в непростой год, когда мы наблюдаем опережающий рост себестоимости при достаточно невысоком темпе роста цен на молочную продукцию», – заявил генеральный директор Союза Артем БЕЛОВ. По его словам, маркировка – это одна из самых дорогих регуляторных мер, которые реализуются в государстве.


Он обратился к главе профильного ведомства с просьбой предусмотреть дополнительные механизмы господдержки молочных предприятий в части возмещения понесенных затрат на приобретение оборудования для маркировки.


«Нечестный знак»


Некоторые участники рынка и вовсе сомневаются в обоснованности цен, установленных оператором системы маркировки «Честный знак» – Центром развития перспективных технологий. По мнению замдиректора Пискаревского молочного завода (г. Санкт-Петербург) Георгия ЖИТМАРЕВА, плата за код для молочников должна быть снижена как минимум в 10 раз.


«Для нашего завода при существующей цене за код маркировка обойдется в 200 млн рублей в год. Для всей отрасли – порядка 12–20 миллиардов. Министр озвучил объем поддержки молочного рынка в 2020 году – 28 млрд рублей. Получается, что половину этих денег мы отдадим, покупая коды маркировки, это без учета стоимости нанесения и всего остального. Вероятно, когда рассчитывалась плата за код маркировки, брались за основу шубы, которых должны продавать 100 тыс. в год, а потом туда включили молочную продукцию, где от 20 до 50 млрд штук продается ежегодно. Пусть ЦРПТ доложит, какова реальная себестоимость производства кода маркировки. Для производителей «молочки» она должна быть сокращена как минимум в 10 раз – с 60 до 6 копеек», – считает Житмарев.  


Растительному молоку здесь не место


Помимо маркировки, участники съезда обсудили и другие важные вопросы. В числе приоритетов – наращивание объемов производства в организованном секторе (перевод личных подсобных хозяйств в КФХ), улучшение кормовой базы, селекционно-генетическая работа.


По словам первого заместителя министра сельского хозяйства РФ Джамбулата ХАТУОВА, необходимо усиливать партнерство производителей сырого молока и переработчиков. «У нас до сих пор имеют место перемещения молока до 1000 км – это не самая лучшая история, поэтому стоит задача по дальнейшей модернизации перерабатывающих мощностей», – отметил чиновник.


Марина БАЛАБАНОВА (Danone) подчеркнула необходимость регулирования рынка растительных продуктов, таких как миндальное молоко, овсяный йогурт и т.д.: «Мы хотим, чтобы эта терминология была приведена в соответствие с международной практикой, когда подобным продуктам запрещено называться «натуральный молочный продукт» и необходимо использовать какие-то другие фантазийные наименования».


В финале встречи Артем Белов подвел итоги работы отрасли, отметив, что 2020-й год сложился для отрасли «во многом лучше, чем мы могли предполагать».  Это касается цен на сырье, спроса на готовую молочную продукцию, объемов и направлений господдержки. Вместе с тем сохраняются риски, с которыми предстоит работать в 2021 году. Это и снижение доходов населения, и рост себестоимости производимой продукции. Наконец, рост цен товаров на полке продолжает существенно отставать от роста себестоимости производства. Руководитель СОЮЗМОЛОКО также отметил важную роль экспорта, который станет драйвером развития отрасли на фоне возможного падения внутреннего спроса.

   

_____________________________________________________


5 причин, почему спрос на «молочку» во время пандемии не упал, а вырос


1. Поддержка населения государством (прямые денежные выплаты)


2. Сдерживание цен производителями, обеспечившее доступность молочной продукции в условиях падения доходов россиян.


3. Активизация домашнего питания с традиционно высокой долей молочной продукции (сметана, творог, сыры и т.п.) и формирование запасов продукции с длительным сроком хранения в период режима самоизоляции.


4. Ограничение на зарубежные поездки: развитие внутреннего туризма поддержало спрос на молочную продукцию, в том числе со стороны гостинично-ресторанного сектора во время отпусков.


5. Развитие инструментов онлайн торговли продуктами питания и сервисов доставки готовых блюд.

 

Виктория Мухина

 



Журнал «Сельская Сибирь» № 1 (21) 2021

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.