Достроить четвертый мост через Обь решено к декабрю 2022 года – почти на год раньше срока, чтобы успеть к Молодежному чемпионату мира по хоккею с шайбой. Такую задачу перед строителями поставил заместитель Председателя Правительства России Марат ХУСНУЛЛИН во время рабочей поездки в регион. Со своей стороны Федерация обещает ускорить финансирование проекта.
Уникальные технологии для Сибири
Необходимость в четвертом мосте через Обь возникла в связи с возрастающей нагрузкой на улично-дорожную сеть Новосибирска. Имеющиеся сегодня городские транспортные развязки и мосты приближаются к максимальным показателям их пропускной способности. Строительство нового мостового перехода, который, кстати, будет платным, снизит перегрузку дорог в час пик. Он также позволит решить проблемы, связанные с техническим состоянием Октябрьского и Димитровского мостов: эти объекты нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте, но их перекрытие привело бы к пробкам и росту аварийности.
Строительные работы на площадке нового моста стартовали в апреле этого года. Объект находится сразу в трех районах Новосибирска: Октябрьского, Центрального и Ленинского. Мостовой переход располагается в створе ул. Ипподромской и пересекает р. Обь в зоне парка «Городское начало». На данной территории расположены такие значимые объекты, как памятник Александру III и пролет старого железнодорожного моста. Поэтому перед проектировщиками стояла задача не ухудшить визуальное восприятие этого пространства. Так возникла идея строительства самой высокой опоры моста (пилона) и вантовых пролетов над пл. Будагова и парковой зоной. Это инженерное решение позволило сократить количество опор моста в указанном месте. Архитектурное решение конструкции массивного Нобразного пилона высотой около 114,0 м олицетворяет название города Новосибирска.
Такая конструкция опоры моста и вантовые пролеты позволяют считать Новосибирск городом, в котором присутствуют все типы инженерных конструкций мостовых сооружений (балочный, арочный, ферма, мост-метро, вантовый с пилоном), расположенных через одну водную преграду, что уже является интересным фактом.
Кроме того, технологии строительства сами по себе являются уникальными – например, для сооружения высокого пилона выполняется сложный комплекс работ по устройству его железобетонной части с применением вертикально перемещающейся скользящей опалубки. Для обеспечения прохождения трассы мостового перехода в теле железнодорожной насыпи Транссибирской магистрали предусмотрено сооружение путепроводов тоннельного типа с использованием уникальной технологии методом щитовой проходки.
Три этапа работ
На стадии разработки проектной документации постоянно возникали сложности, поскольку новый объект необходимо было вписать в существующие реалии городской среды с минимальными неудобствами для действующей инфраструктуры. Особое внимание уделялось подготовке территории строительства, с освобождением земель от инженерных коммуникаций, зданий и сооружений.
Сегодня продолжается работа по переустройству сетей связи, газо– и водоснабжения, электро– и теплосетей. Производится изъятие и выкуп земельных участков у собственников для нужд Новосибирской области. Работы по строительству моста разделены на три этапа: подготовительные работы – этап 0, строительство мостового перехода – этап 1, строительство транспортных развязок – этап 2. При этом концессионер (Группа ВИС) уже получил семь разрешений на строительство, что позволяет вести работы на отдельных участках.
В настоящее время на путепроводе по ул. Зыряновской выполнено переустройство трамвайных путей по временной схеме, демонтированы железобетонные балки пролетных строений длиной 18 и 24 м в пролетах 1–2–3 (1й этап реконструкции), завершена поставка на строительную площадку металлоконструкций пролетных строений с заводаизготовителя, забетонированы (наращивание) ригели опор 0–1–2 и подферменные тумбы (опора 3 армирование завершено, готовятся к бетонированию), завершен демонтаж сопряжений и переходных плит. Ведутся работы по укрупнению металлоконструкций пролетных строений для последующего их монтажа. Выполнен монтаж трех главных балок металлического пролетного строения в пролетах 0–1–2–3.
По строительству моста через Обь в настоящее время продолжаются буровые работы по устройству фундаментов, а также тела опор на левом берегу. Полностью завершено сооружение опоры 5. Опоры 1–8 в работе, до 01.01.2021 года работы по их сооружению будут завершены. На 4й квартал 2020 года запланировано начало работ по сооружению русловых опор в акватории р. Оби, а также начало сооружения фундамента и тела пилона на правом берегу. До конца 2020 года должны быть завершены работы по устройству временных зданий и сооружений. Уже полностью готова технологическая площадка для устройства стапеля для сборки и надвижки металлоконструкций пролетных строений моста в пролете 5–8. Продолжается отсыпка земляного полотна насыпи основного хода (выполнено 134 000 м3).
На путепроводах тоннельного типа (основной ход и в створе ул. Станиславского) ведутся подготовительные работы.
По эстакаде основного хода на данный момент выполняется устройство свайного основания промежуточных опор. На 4й квартал 2020 года намечено начало монтажа металлоконструкций пролетных строений.
Концедентом и концессионером ведется инженерная подготовка по созданию объектов внеплощадочной инфраструктуры.
8 миллиардов за скорость
Застройщик (заказчик) по работам на этапах 1 и 2 – ООО «Сибирская концессионная компания». Генеральным подрядчиком является ООО «ПФ «ВИС», генеральным проектировщиком – АО «Институт «Стройпроект». По данным Минтранса Новосибирской области, объект оценивается почти в 38 млрд рублей. Строительство ведется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников (средства концессионера).
Первоначально планировалось построить мост к 2023 году, однако темпы работ решили ускорить. Завершить строительство хотят в декабре 2022 года, чтобы ввести объект в эксплуатацию к началу Молодежного чемпионата мира по хоккею с шайбой – 2023. Об этом заявил заместитель Председателя Правительства России Марат ХУСНУЛЛИН во время недавнего визита в регион.
«Мы посетили площадку строительства 4го моста и договорились с подрядчиком о том, что при правильном перераспределении финансирования он сможет сдать мост почти на год раньше», – рассказал Хуснуллин. Как отметил губернатор Новосибирской области Андрей ТРАВНИКОВ, на это выделено 8 миллиардов рублей. «Однако речь идет не об увеличении стоимости объекта, а об ускорении финансирования», – подчеркнул глава региона.
В составе объекта будут построены:
– мост через реку Обь (длина – более 1550 м);
– путепровод тоннельного типа через железнодорожные пути Транссибирской магистрали (длина – 95 м; полос движения – 6 шт.);
– эстакада основного хода на левом берегу (длина – 1175,8 м);
– пункт взимания платы (количество кабин – 22 шт.);
– надземный пешеходный переход через ул. Станционную (длина – 29,8 м);
– искусственные сооружения правобережной развязки на пересечении с Красным проспектом (съезды – 4 шт.);
– путепровод (реконструкция) в створе улицы Зыряновской (длина путепровода – 67,41 м);
– искусственные сооружения транспортной развязки в створе ул. Станиславского (съезды – 23 шт.);
– эстакада в створе ул. Широкой (длина – 270,8 м);
– путепровод тоннельного типа через железнодорожные пути Транссибирской магистрали в створе ул. Станиславского (длина – 399,58 м);
– путепровод с двухпутной трамвайной линией в створе ул. Широкой с выходом на ул. Ватутина (длина – 631,8 м);
– надземные пешеходные переходы (количество – 3 шт.).
Журнал «Архитектура и строительство» № 3(157) 2020