Остались вопросы

Мост через Обь в Новосибирске сдадут на год раньше

Достроить четвертый мост через Обь решено к декабрю 2022 года – почти на год раньше срока, чтобы успеть к Молодежному чемпионату мира по хоккею с шайбой. Такую задачу перед строителями поставил заместитель Председателя Правительства России Марат ХУСНУЛЛИН во время рабочей поездки в регион. Со своей стороны Федерация обещает ускорить финансирование проекта.

 

AiS3(157)vn_6_1.jpg


Уникальные технологии для Сибири


Необходимость в четвертом мосте через Обь возникла в связи с возрастающей нагрузкой на улично­-дорожную сеть Новосибирска. Имеющиеся сегодня городские транспортные развязки и мосты приближаются к максимальным показателям их пропускной способности. Строительство нового мостового перехода, который, кстати, будет платным, снизит перегрузку дорог в час пик. Он также позволит решить проблемы, связанные с техническим состоянием Октябрьского и Димитровского мостов: эти объекты нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте, но их перекрытие привело бы к пробкам и росту аварийности.


AiS3(157)vn_6_2.jpg


Строительные работы на площадке нового моста стартовали в апреле этого года. Объект находится сразу в трех районах Новосибирска: Октябрьского, Центрального и Ленинского. Мостовой переход располагается в створе ул. Ипподромской и пересекает р. Обь в зоне парка «Городское начало». На данной территории расположены такие значимые объекты, как памятник Александру III и пролет старого железнодорожного моста. Поэтому перед проектировщиками стояла задача не ухудшить визуальное восприятие этого пространства. Так возникла идея строительства самой высокой опоры моста (пилона) и вантовых пролетов над пл. Будагова и парковой зоной. Это инженерное решение позволило сократить количество опор моста в указанном месте. Архитектурное решение конструкции массивного Н­образного пилона высотой около 114,0 м олицетворяет название города Новосибирска.


Такая конструкция опоры моста и вантовые пролеты позволяют считать Новосибирск городом, в котором присутствуют все типы инженерных конструкций мостовых сооружений (балочный, арочный, ферма, мост­-метро, вантовый с пилоном), расположенных через одну водную преграду, что уже является интересным фактом.


Кроме того, технологии строительства сами по себе являются уникальными – например, для сооружения высокого пилона выполняется сложный комплекс работ по устройству его железобетонной части с применением вертикально перемещающейся скользящей опалубки. Для обеспечения прохождения трассы мостового перехода в теле железнодорожной насыпи Транссибирской магистрали предусмотрено сооружение путепроводов тоннельного типа с использованием уникальной технологии методом щитовой проходки.

 

Три этапа работ


На стадии разработки проектной документации постоянно возникали сложности, поскольку новый объект необходимо было вписать в существующие реалии городской среды с минимальными неудобствами для действующей инфраструктуры. Особое внимание уделялось подготовке территории строительства, с освобождением земель от инженерных коммуникаций, зданий и сооружений.


Сегодня продолжается работа по переустройству сетей связи, газо– и водоснабжения, электро– и теплосетей. Производится изъятие и выкуп земельных участков у собственников для нужд Новосибирской области. Работы по строительству моста разделены на три этапа: подготовительные работы – этап 0, строительство мостового перехода – этап 1, строительство транспортных развязок – этап 2. При этом концессионер (Группа ВИС) уже получил семь разрешений на строительство, что позволяет вести работы на отдельных участках.


В настоящее время на путепроводе по ул. Зыряновской выполнено переустройство трамвайных путей по временной схеме, демонтированы железобетонные балки пролетных строений длиной 18 и 24 м в пролетах 1–2–3 (1­й этап реконструкции), завершена поставка на строительную площадку металлоконструкций пролетных строений с завода­изготовителя, забетонированы (наращивание) ригели опор 0–1–2 и подферменные тумбы (опора 3 армирование завершено, готовятся к бетонированию), завершен демонтаж сопряжений и переходных плит. Ведутся работы по укрупнению металлоконструкций пролетных строений для последующего их монтажа. Выполнен монтаж трех главных балок металлического пролетного строения в пролетах 0–1–2–3.


AiS3(157)vn_6_5.jpg   AiS3(157)vn_6_6.jpg


По строительству моста через Обь в настоящее время продолжаются буровые работы по устройству фундаментов, а также тела опор на левом берегу. Полностью завершено сооружение опоры 5. Опоры 1–8 в работе, до 01.01.2021 года работы по их сооружению будут завершены. На 4­й квартал 2020 года запланировано начало работ по сооружению русловых опор в акватории р. Оби, а также начало сооружения фундамента и тела пилона на правом берегу. До конца 2020 года должны быть завершены работы по устройству временных зданий и сооружений. Уже полностью готова технологическая площадка для устройства стапеля для сборки и надвижки металлоконструкций пролетных строений моста в пролете 5–8. Продолжается отсыпка земляного полотна насыпи основного хода (выполнено 134 000 м3).


На путепроводах тоннельного типа (основной ход и в створе ул. Станиславского) ведутся подготовительные работы.


AiS3(157)vn_6_4.jpg   

AiS3(157)vn_6_7.jpg


По эстакаде основного хода на данный момент выполняется устройство свайного основания промежуточных опор. На 4­й квартал 2020 года намечено начало монтажа металлоконструкций пролетных строений.


Концедентом и концессионером ведется инженерная подготовка по созданию объектов внеплощадочной инфраструктуры.

 

8 миллиардов за скорость


Застройщик (заказчик) по работам на этапах 1 и 2 – ООО «Сибирская концессионная компания». Генеральным подрядчиком является ООО «ПФ «ВИС», генеральным проектировщиком – АО «Институт «Стройпроект». По данным Минтранса Новосибирской области, объект оценивается почти в 38 млрд рублей. Строительство ведется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников (средства концессионера).


Первоначально планировалось построить мост к 2023 году, однако темпы работ решили ускорить. Завершить строительство хотят в декабре 2022 года, чтобы ввести объект в эксплуатацию к началу Молодежного чемпионата мира по хоккею с шайбой – 2023. Об этом заявил заместитель Председателя Правительства России Марат ХУСНУЛЛИН во время недавнего визита в регион.


«Мы посетили площадку строительства 4­го моста и договорились с подрядчиком о том, что при правильном перераспределении финансирования он сможет сдать мост почти на год раньше», – рассказал Хуснуллин. Как отметил губернатор Новосибирской области Андрей ТРАВНИКОВ, на это выделено 8 миллиардов рублей. «Однако речь идет не об увеличении стоимости объекта, а об ускорении финансирования», – подчеркнул глава региона.

 

В составе объекта будут построены:


– мост через реку Обь (длина – более 1550 м);


– путепровод тоннельного типа через железнодорожные пути Транссибирской магистрали (длина – 95 м; полос движения – 6 шт.);


– эстакада основного хода на левом берегу (длина – 1175,8 м);


– пункт взимания платы (количество кабин – 22 шт.);


– надземный пешеходный переход через ул. Станционную (длина – 29,8 м);


– искусственные сооружения правобережной развязки на пересечении с Красным проспектом (съезды – 4 шт.);


– путепровод (реконструкция) в створе улицы Зыряновской (длина путепровода – 67,41 м);


– искусственные сооружения транспортной развязки в створе ул. Станиславского (съезды – 23 шт.);


– эстакада в створе ул. Широкой (длина – 270,8 м);


– путепровод тоннельного типа через железнодорожные пути Транссибирской магистрали в створе ул. Станиславского (длина – 399,58 м);


– путепровод с двухпутной трамвайной линией в створе ул. Широкой с выходом на ул. Ватутина (длина – 631,8 м);


– надземные пешеходные переходы (количество – 3 шт.).

 

 

 

Журнал «Архитектура и строительство» № 3(157) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.