Остались вопросы

«Пандемию переживут не все участники молочного рынка»

Дорогой сегмент под ударом


­ Может показаться, что сельское хозяйство, в том числе молочная отрасль, меньше всего пострадали от пандемии коронавируса. На самом деле здесь получился отложенный эффект. С закрытием всех точек общепита – ресторанов, кафе, шведских столов в гостиницах – резко сократились объемы сбыта сыров, сливочного масла и другой продукции дорогого сегмента. Из общения с переработчиками можно сделать вывод, что только по сырам спрос упал от 10 до 30 %!


Из-­за режима самоизоляции люди стали реже ходить в магазины, а падение доходов вынуждает их выбирать более дешевые продукты. Популярнее становятся заменители молочных продуктов. Народ переходит на дешевые аналоги: маргарины, спреды, продукты с пальмовым маслом. Растет спрос на «молочку» длительного хранения. В то же время кефир, ряженку, варенец не купишь на неделю вперед – вот этим категориям продуктов с коротким сроком реализации приходится тяжелее всего. В Новосибирской области режим самоизоляции продлен до конца июня, и это станет серьезным ударом для молочной отрасли.

 

Импорту – стоп!


Есть риск, что некоторые производители, чтобы выжить, пойдут на удешевление продуктов, заменят молочную основу растительной. Возможен всплеск фальсификата на рынке. На этом фоне могут пострадать добросовестные игроки, выпускающие натуральную продукцию. Главное, что меня беспокоит, – во всем мире сейчас растут запасы, а цены на продукцию падают. Есть опасность, что на рынок хлынут более дешевые товары из­за рубежа. Нам нужно защитить российских производителей, для которых эта ситуация может стать фатальной. Один из вариантов – временно запретить ввоз иностранной «молочки». Мы даже направили соответствующее обращение на имя замминистра сельского хозяйства России Оксаны Лут.

 

Выживут не все


К сожалению, можно прогнозировать, что пандемию переживут не все участники молочного рынка. Что касается производителей молока, я не вижу экономики у мелких хозяйств при нынешнем падении цен. У них катастрофически упадет выручка, ее просто не хватит, чтобы покрыть постоянные затраты – налоги, кредиты и т.д. На плаву удержатся только те хозяйства, которые привлекут средства из других направлений своего бизнеса. Возможна ситуация, при которой производители сыра, масла, сухого молока и сыворотки будут вынуждены опустить цену на свою продукцию, чтобы она хоть как-­то продавалась, соответственно, упадут и все закупочные цены на сырье, и от этого сильно пострадает сельхозтоваропроизводитель. Если говорить о переработчиках, есть риск ухода с рынка неэффективных предприятий, которые выпускали традиционную продукцию с коротким сроком хранения в небольших объемах.

 

Местную продукцию – в торговые сети


Сейчас главная задача «СОЮЗМОЛОКО. Сибирь» – борьба с фальсификатом и поддержка местных производителей, выпускающих здоровую продукцию. Мы должны защитить доброе имя молочной продукции, которую сегодня пытаются вытеснить с рынка различными аналогами. Сибирские фермы дают по­настоящему качественное молоко, и хороших переработчиков у нас тоже много. Очень важно работать с торговыми сетями, областной властью, чтобы на полках магазинов были не привозные, сомнительного качества продукты, а натуральная «молочка», произведенная в регионе. Например, в Новосибирской области есть известный племзавод «Ирмень» с полным циклом производства, и 100% своей продукции он поставляет на местный рынок. Понятно, что это полезная, высококачественная продукция и на нее надо делать ставку, в том числе меняя сознание потребителей. К тому же местные производители – это налогоплательщики, которые наполняют бюджет своего региона. Кормить людей качественными молочными продуктами, стимулируя развитие сибирских предприятий, – наша цель на ближайшее будущее.


 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.