Остались вопросы

Путешествие на ферму

 Российским фермерам хотят разрешить строиться и торговать на своей земле. Это должно стать стимулом для развития агротуризма и помочь селянам со сбытом их продукции.

 

В России снимут запрет на продажу сельхозпродукции на землях, принадлежащих фермерам и потребительским кооперативам. Также им разрешат возводить на этой территории кафе, торговые помещения, гостевые дома и детские площадки – все, что необходимо для организации агротуризма. Сейчас строительство таких объектов на землях сельхозназначения в стране запрещено. Изменения в законодательстве позволят аграриям снизить издержки, связанные со сбытом их продукции, и откроют новые возможности для развития сельского туризма. Данную инициативу поддержал премьер-министр Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что мало просто разрешить фермерам строительство и торговлю на своей земле – важно привлечь людей: «проложить дорогу, поставить гостиницу, обустроить все так, чтобы туристам было комфортно туда приезжать».

 

Специалисты отрасли поделились своим мнением о том, смогут ли изменения в законодательстве поднять малый бизнес на селе и повысить спрос на фермерскую продукцию.

     

Sirota.jpg

 

Олег СИРОТА, председатель Союза сыроваров России:


«Агротуризм может приносить фермеру больше дохода, чем производство»


- Перспективы агротуризма в Сибири, безусловно, есть – хотя, может. и не такие большие, как вблизи крупных агломераций или на юге страны. Главное – нужна интересная история с сильным местным брендом. В СФО много прекрасных мест, и в первую очередь агротуризм будет развиваться там, где высок туристический поток – например, на Алтае. Хороший шанс получат хозяйства, которые находятся возле крупных городов или на пересечении туристических маршрутов. Удачный пример: хозяйство Андрея Болсуновского – рядом с Красноярском, которое пользуется фантастической популярностью и успешно развивается. Подобные предприятия есть во многих регионах, и для них снятие запрета на строительство и торговлю на своей земле было бы очень кстати. Ведь туризм способен приносить фермам даже больший доход, чем само сельское хозяйство. Не нужно никуда возить свою продукцию – люди сами приезжают, покупают что-то, остаются на ночь. Многим интересно увидеть своими глазами производство. Если, к примеру, взять наш бизнес, самые высокие объемы продаж мы получаем в магазине, который расположен непосредственно на сыроварне.

 

Снятие запрета подтолкнет фермеров к развитию собственной переработки, потому что без нее агротуризм не имеет смысла. Например, если ты выращиваешь мясных бычков или поросят, то маленькая колбасная мастерская или магазинчик станут хорошим подспорьем для реализации продукции и поиска конечных клиентов. То же самое с молоком, вином и другой сельхозпродукцией.

 

Хотя есть такие направления, в которых агротуризм возможен и без переработки. Например, сбор ягод на Алтае или грибов в Карелии: каждый год огромное количество людей приезжают с этими целями в хозяйства. Это снимает с аграриев задачи по транспортировке продукции и частично помогает решить главную проблему отрасли – вопрос сбыта, особенно актуальный для малого бизнеса.

 

Не думаю, что после снятия запрета фермеры начнут строить на своих землях торговые центры. В моем понимании, открыть собственный магазин смогут только те предприниматели, у кого на данном участке зарегистрирована ферма, а таких девелоперов просто нет. Усиливать контроль за КФХ не вижу необходимости – фермеры и так находятся под постоянным наблюдением надзорных органов.

Если данную инициативу примут, это будет способствовать популяризации фермерства, малого бизнеса в сельском хозяйстве и ремесленной продукции в целом. Надеюсь, доля натуральной, экологически чистой продукции на рынке возрастет. Не секрет, что мясо, молоко и другие товары с фермы стоят дороже тех, что произведены промышленным способом, но у потребителя появится возможность увидеть, за что он переплачивает. А сельские предприниматели смогут найти свою нишу в АПК и развиваться, будучи более защищенными и конкурентоспособными.

 

 Balakov.jpg


Александр Балаков, председатель Союза КФХ Алтайского края:


«Помеха фермерскому бизнесу – большие расстояния и менталитет селян»


- Агротуризм проще развивать в густонаселенных регионах, где села расположены близко друг к другу и есть высокий туристический поток – например, в Краснодарском крае. Люди поедут туда не только за свежими продуктами, а чтобы отдохнуть, погулять по красивым местам, искупаться, поучаствовать в каких-то мероприятиях и т. д. А если хозяйство находится в глухой деревне, вдали от трасс – кто туда специально поедет? Фермерский продукт должен быть свежим, но он рискует просто испортиться в долгой дороге! В Сибири, где расстояния между деревнями – 20-30 км, наладить агротуризм гораздо сложнее, чем на юге.


Опять же фермеру, который с утра до ночи в поле или с животными, самому некогда будет заниматься приемом гостей. Да и если подобные фермы будут на каждом шагу – хватит ли на такое предложение спроса? Люди выберут лучшее, а остальные предприниматели могут просто потерять вложенные деньги.


Что касается сбыта продукции, то я вижу перспективы в развитии фермерских рынков в городах и райцентрах. Покупая товары напрямую от производителя, людям не придется переплачивать перекупщикам. В то же время открывать точку продаж на собственном земельном участке не всегда рентабельно. Какими бы вкусными и натуральными не были ваши колбасы или молоко, круг покупателей все равно будет очень ограничен по причинам, о которых я уже сказал. Массово никто не поедет в хозяйство за десятки километров. И выгодно ли будет держать там кафе или магазин, в который зайдут 5-6 посетителей за день? Вряд ли. Работы и контроля со стороны всевозможных надзорных органов будет много, а отдачи – мало.


В Европе у селян принято по вечерам собираться в местном кафе, чтобы поужинать и поделиться новостями за стаканчиком пенного. В России больше питаются дома. У нас почти у каждого жителя деревни есть свое молоко и мясо, да и люди не настолько богаты, чтобы ежедневно ходить в какие-то заведения. Возможно, со временем менталитет людей изменится, а вместе с ним и развитие фермерства пойдет по иному пути.

 

Ekaterina.jpg 


Екатерина Барцева, руководитель отдела развития экскурсионного проекта «ЭкоНива»:

 

«Важно, чтобы люди интересовались современным сельским хозяйством и знали больше о производстве продуктов»

 

- Агротуризм в России в целом набирает популярность, и Сибирский федеральный округ не исключение. Одна из причин такого интереса заключается в том, что сервис на отдыхе в сельской местности сравним по качеству с городским. А еще человек всегда старается быть ближе к природе и животным, его стремление к флоре и фауне не угасает.


Если в перспективе безопасность туристов, организация досуга и качество питания в сфере агротуризма будут в большей степени ложиться не только на путешественников, но и на принимающие организации, то поток людей значительно вырастет. Спрос определенно есть. Осталось дело за бизнесменами и предпринимателями, способными создать достойное предложение. И, конечно, сложно переоценить помощь государства в организации инфраструктуры, льгот, а также продвижения агротуристических маршрутов на региональном и федеральном уровнях.


 Чтобы привлечь туристов на село, важно обеспечить и проживание, и питание, и развлечения. Территория сибирского округа масштабна: занимает 25,47 % РФ. И решив посвятить выходные агротуризму, почти во всех случаях необходимо обеспечивать тур выходного дня. Это одна из особенностей региона, под которую должны подстраиваться и предприятия, и государство.


У «ЭкоНивы», безусловно, есть потребность развивать на территории собственного производства туристические маршруты. Нам важно, чтобы люди интересовались современным сельским хозяйством и знали больше о производстве настоящего молока. Можно долго рассказывать о молочных продуктах, но лучше хотя бы раз в жизни лично познакомиться с телятами и коровами. Сегодня мы активно работаем над тем, чтобы начать принимать гостей на наших фермах в Сибири уже в этом году, а в дальнейшем – и заводах.

 

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 1 (21) 2021

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.