Остались вопросы

Рост цен на топливо заложен в политике Правительства

    Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

 

Каждый год Правительство РФ директивно утверждает предельный рост цен на энергоресурсы – электроэнергию, топливо, газ. Однако отсутствие реальной конкуренции на рынках энергоресурсов всегда превращает директивный рост цен в реальный. А на рынке топлива, тесно связанном с мировым рынком, рост цен регулярно обгоняет инфляцию. Попытаемся разобраться, почему ручное управление рынком топлива не приносит желаемых результатов.

 

    Согласно данным Росстата, за январь – февраль 2021 года розничные цены на бензин выросли на 2,2 % и почти в полтора раза обогнали официальную оценку инфляции – 1,3 %.


    В опте бензин подорожал еще значительнее. С середины декабря по середину марта цена «Регуляр-92» (Аи-92) на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросла на 23 %, до исторического рекорда – 55,75 тысячи рублей за тонну (на 12 марта). «Премиум-95» (Аи-95) стал дороже на 19 %. Цены обновили максимумы с бензинового кризиса 2018 года. Механизмы правительства по регулированию цен на топливо в очередной раз дали сбой.


Вторая мировая война и экспортные пошлины


    Нынешний механизм регулирования цен на топливо через так называемый обратный акциз связан с постепенной отменой с 2019 по 2024 год экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты – налоговым маневром, в ходе которого снижение экспортной пошлины заменяется ростом внутренних налогов.


    Критики правительства при объявлении о налоговом маневре сразу предрекали рост цен на топливо внутри страны вследствие более выгодных условий от экспорта нефти и нефтепродуктов, чем от их продажи на внутреннем рынке. Мы, наверное, никогда не узнаем всех деталей, вынудивших правительство принять решение о налоговом маневре, но следует иметь в виду глобальную причину отмены или как минимум резкого снижения экспортных и импортных пошлин во всем мире – итоги Второй мировой войны (ВМВ).


    Сегодня все больше историков и экономистов приходят к выводу, что истинная цель ВМВ состояла в разрушении Британской империи с ее запретом доминионам свободно торговать с кем-либо, кроме метрополии, и обеспечение мировому финансовому капиталу, который начал формироваться вокруг Федеральной резервной системы США, свободного доступа к природным ресурсам всех стран мира. Для этого было придумано сначала ГАТТ


(Генеральное соглашение по тарифам и торговле, 1947 г.), а в 1994 году его сменила Всемирная торговая организация (ВТО). Страны, вступавшие в ВТО, обязывались снизить или ликвидировать таможенные барьеры в международной торговле. Эти условия давали преимущества развитым странам и фактически блокировали создание высокотехнологичных производств в развивающихся, так как без многолетней защиты внутреннего рынка создать конкурентную высокотехнологичную промышленность невозможно.


    Россия вступила в ВТО 22 августа 2012 года. 1 января 2015 года был учрежден ЕАЭС, и в эти же годы начался длящийся до сих пор третий этап налогового маневра в нефтяной отрасли.


Бесконечные налоговые маневры


    С 2009-го по 2019 год в налогообложение нефтяной отрасли было внесено более сорока изменений.


    Предшественником нынешнего «большого» налогового маневра был «малый» налоговый маневр, когда в 2017 году были одновременно снижены ставки экспортной пошлины (с 59 до 30 %) и повышен НДПИ (с 493 до 919 руб.). Тогда же было объявлено о предстоящей полной отмене экспортной пошлины и замене ее ростом НДПИ и другими сборами.


Налоговые маневры в нефтяной отрасли


    Публично были объявлены цели налогового маневра1 (https://www.sonar2050.org/publications/nalogovyy- manevr-v-neftyanke/):


    • совершить технологический скачок в переработке нефти в России, нарастить мощности по ее вторичной переработке;


    • уйти от практики экспорта продуктов первичной перегонки (мазут, нафта, прямогонный бензин);


    • нарастить долю выхода светлых нефтепродуктов. В особенности это касается дизельного топлива: 2017 год – 66 млн тонн, план на 2024 год – 111 млн тонн; приблизиться к общеевропейской схеме работы НПЗ и европейской же норме прибыли (без или с минимальным субсидированием их работы).


Непублично обсуждалось желание властей перестать «кормить» Бело.jpg


Непублично обсуждалось желание властей перестать «кормить» Белоруссию и Казахстан, которые в рамках ЕАЭС беспошлинно бы получали российскую нефть, а за рубеж продавали со своими экспортными пошлинами собственную нефть и продукты нефтепереработки из российской нефти. В 2013 году, по оценкам VYGON Consulting, Россия спонсировала Беларусь на 4,8 млрд долларов, а Казахстан – на 3,6 млрд долларов.


2018 год заставил поторопиться


    Затянувшееся обсуждение деталей налогового маневра пришлось спешно завершать в 2018 году после майского взлета цен на топливо.    В самом начале 2018 года правительство «попросило» нефтяников придержать цены на бензин до выборов (18 марта), но после события сдерживающих факторов не оказалось. С 18 марта по 1 июля Аи-92 подорожал на 9 %, Аи-95 – на 8,5%, а дизельное топливо – на 6,4%. Экспорт тонны бензина приносил доход в 10 тыс. рублей, писали тогда «Ведомости». Реакция общества и бизнеса на взлет цен была настолько резкой, что правительство было вынуждено принять срочные меры. Оно договорилось с крупными дистрибьюторами заморозить цены, а взамен отменило плановое повышение акцизов с 1 июля. Потом соглашение было продлено до 31 марта 2019 года. Вместо запланированного повышения акцизов правительство их снизило на 3000 и 2000 рублей – соответственно на бензин и дизельное топливо.


Рост цен последовал как реакция на подорожание нефти на мировом.jpg


    В июле 2018 года Госдума РФ срочно приняла пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон «О таможенном тарифе».


Как не заплутать в демпфере


    Согласно принятому закону, экспортная пошлина на нефть будет уменьшаться с 2019 по 2024 год – вплоть до ее обнуления. Одновременно плавно повышается НДПИ.   С 2022 года принятая в 2018 году формула расчета НДПИ должна быть пересмотрена. Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, зеркально трансформировались в НДПИ.


    Несмотря на риск роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, до 2021 года был сохранен рост акцизов на топливо.


Слой 3.jpg


    Избежать резкого роста цен на нефтепродукты предполагалось за счет введения акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Акциз выплачивается компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Если они меньше мировых, нефтяные компании выплачивают деньги правительству.


    Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо превышают установленные в законопроекте более чем на 10 %, то демпфирующий коэффициент обнуляется.


    За цены внешнего рынка топлива берутся цены роттердамского рынка с учетом затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины, акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, сообщал Интерфакс, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.


    Таким образом, еще в 2018 году было запланировано повышение цен на топливо, причем даже выше, чем они реально выросли.


    Чтобы получать демпферные выплаты, компании должны выполнять ряд условий: перерабатывать более 600 тыс. тонн нефти, заключить с государством соглашение о модернизации и либо в итоге выйти на производство из нефти не менее 10 % бензина класса 5, либо инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.


    В законе оставлено место для «ручного регулирования». Как признал Дмитрий Козак, отрицательная ставка акциза, то есть часть акцизного платежа, которую вернут нефтепереработчикам, будет дифференцирована для разных НПЗ.


    Согласно анализу налогового маневра группы «Петромаркет», доходы государственного бюджета в 2024 году будут на 631 млрд рублей, или на 9,3 % выше, чем они были бы, если бы сохранилась налоговая система образца 2017 года. А больше всего маневр ударит по потребителям нефтепродуктов, рентное субсидирование которых снизится на 470 млрд рублей (- 82 % к уровню 2024 года в налоговых условиях 2017 года).


Цены растут и будут расти


    Одним из результатов налогового маневра стало резкое снижение рентабельности нефтепереработки и розничных продаж топлива на АЗС. Розничные цены на топливо директивно ограничиваются правительством, а оптовые цены оставлены на волю рынка и страха производителей лишиться демпфирующих выплат из бюджета (в 2019 г. нефтяники благодаря демпферу получили от государства 282 млрд руб. компенсации, что сформировало до 80 % маржинальности НПЗ).


    Зато в 2020 году принцип демпфера, настроенный сглаживать волатильность розничных цен на внутреннем рынке при любых внешних ценовых условиях, сработал в обратную сторону. По словам Александра Новака, поступления в бюджет от нефтяных компаний по демпферу в 2020 году составили около 1 триллиона рублей при цене нефти в $20 за баррель.


    Несмотря на всю сложную конструкцию демпфера, в мелком опте убыточность продаж Аи-92 сформировалась уже в конце прошлого года, а в начале этого года к ней добавилась убыточность реализации Аи-95. «Фактически российские производители уже начиная с первого рабочего дня 2021 года стали нести потери при реализации моторных топлив на внутреннем рынке. В пятницу, 15 января, дисконт в ценах внутреннего рынка относительно экспортных нетбэков составлял около 1320 руб./т для Аи-92, 1770 руб./т для Аи-95 и 580 руб./т для дизтоплива», – приводит Интерфакс оценку «Петромаркета».


    К марту ситуация только ухудшилась с ростом мировой цены нефти и нефтепродуктов. «Если бы переработчики Московского региона продавали бензин за рубеж, то получали бы за тонну 64 300 рублей, в то время как на Санкт-Петербургской международной бирже котировки составляют 54 670 рублей», – отмечает стратег по операциям на товарно-сырьевых рынках SberCIB Investment Research Михаил Шейбе. Экспортная альтернатива в ближайшей перспективе будет расти, будут расти и цены на топливо, убежден эксперт.


    Правительству пришлось в очередной раз корректировать формулу демпферного механизма для удержания цен на бензин на АЗС в пределах инфляции. На совещании у Александра Новака 15 марта обсуждалось снижение индикативной цены на бензин в формуле демпфера на 2,7 тыс. руб. за тонну, сказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания. С начала 2021 года она по плану была увеличена на 5 %, с 53,6 до 56,3 тыс. рублей. Новая формула выплат сулит нефтяникам 135 млрд рублей из федеральной казны, но заработает она только с 1 мая, сообщил 15 марта вице-премьер Александр Новак.


Нефтяными налогами экономику не поднять


    История с нефтяными налогами, а ныне в механизм демпфера хотят включить еще этан и сжиженный нефтяной газ (СУГ, в обиходе - пропан-бутан), показывает невозможность решить все задачи сразу – и надежно наполнить бюджет, и не дать ценам на заправках вырасти слишком высоко. Приходится чуть ли не вручную искать баланс, что приводит к забавным колебаниям то налогов на нефтяников, то выплат им из бюджета. Так, по итогам февраля нефтяники получили из бюджета около 17 млрд рублей, а если цены на нефть останутся на текущем уровне – почти 70 долларов за баррель, компенсации увеличатся в 1,5–2 раза, до 28–30 млрд рублей, оценивает старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. Понятно, что интересы бюджета всегда будут главнее интересов водителей на АЗС.


    Решить задачу построения высокотехнологичной экономики с помощью только налогов на сырье невозможно, должен быть задействован гармонизированный комплекс всей налоговой и регулятивной базы государства, но пока, как мы видим, тема налогов на экспорт нефти и других ресурсов остается куда более актуальной, чем тема налогов на экспорт самолетов, автомобилей, электроники и другой техники, стоимость которой в десятки раз больше стоимости использованного при их производстве сырья.

 



Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 1(42) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.