Остались вопросы

Сельское хозяйство после пандемии: главные тренды

Аналитики уверены – мир, полностью изменившийся в считанные месяцы, уже не будет прежним, а значит, нужно учиться существовать в новых реалиях. Сельское хозяйство не исключение. Многие тренды, возникшие в период кризиса, будут влиять на отрасль и после пандемии.

 

Дешево и надолго


Эксперты прогнозируют, что аграрный сектор пострадает от негативного влияния пандемии меньше других отраслей. Однако очевидно, что большинство людей и компаний станут беднее. Дорогостоящие и необязательные продукты станут менее востребованы, а спрос на товары первой необходимости, наоборот, возрастет.


Например, может пострадать отрасль мясного производства, так как спрос на дорогие виды мяса заметно снизится. В этой ситуации перспективным видится развитие птицеводства, так как птица – наиболее дешевый вид мяса. В молочной отрасли основной удар придется на производство дорогих сыров и прочих продуктов премиум-­сегмента. Изменения почувствует на себе и отрасль растениеводства. На фоне снижения доходов населения растет популярность продуктов борщевого набора: картофеля, моркови, свеклы, лука. И, как всегда в кризисные периоды, повышается спрос на зерно и крупы.


Пока действовал режим самоизоляции, серьезно трансформировалась культура потребления продуктов. Вырос спрос на товары длительного хранения (тот же борщевой набор, яблоки и цитрусовые), в минусе оказались скоропортящиеся томаты, огурцы, ягоды и зелень. Люди стали чаще выбирать местные продукты с низким ценовым порогом, «отложив» покупку экзотических видов фруктов и овощей, органической продукции. И эта тенденция сохранится еще не один месяц. Растет спрос на продукты, укрепляющие иммунитет, – чеснок, лук, имбирь, лимон. При этом предпочтение отдается товарам в индивидуальной упаковке, которые воспринимаются обывателями как более безопасные, а именно этот критерий в период пандемии выходит на первый план.

 

Продажи уходят в онлайн


Претерпели изменения каналы и способы реализации продукции. Многие рынки сбыта оказались потерянными на фоне ограничения импорта и экспорта. Доставка дорожает из­-за усложнившихся логистических путей. Зато для онлайн­торговли это время стало настоящим «звездным часом». Объемы продаж через Интернет, как в сегменте B2B, так и в сегменте B2C, растут быстрыми темпами. К развитию данного направления приступили даже те компании, которые еще несколько месяцев назад благополучно без этого обходились. Ускоренный переход бизнеса к цифровизации – один из главных трендов пандемии.

 

Чем ближе – тем лучше


Серьезная проблема, с которой столкнулись производители продуктов питания, – это нарушение прогнозных балансов поставок продовольствия. Они согласовываются между разными участниками рынка – торговыми сетями, поставщиками, переработчиками, оптовиками и т. д. Если по каким-­то позициям спрос резко меняется по сравнению со среднестатистическим, это наносит удар по сложившимся логистическим и производственным цепочкам.


И российские, и зарубежные эксперты отмечают тренд на локализацию производства и поставок сельхозпродукции. Закрытие границ и поиск новых логистических маршрутов привели к повышению транспортных издержек. К тому же сегодня чем дальше отправляется продукция, тем выше риск ее не довезти. Каждый регион сам принимает решения о том, как можно и как нельзя действовать на его территории, плюс к тому есть вероятность повторных вспышек заболеваний коронавирусом и новых ограничений. Чтобы снизить непредсказуемость транспортной системы, многие компании предпочтут искать партнеров – поставщиков сырья, переработчиков или покупателей в своем регионе или у соседей.

 

Из города – в село


Еще одним последствием пандемии может стать возвращение людей на село. Период самоизоляции показал, что, во­-первых, для продуктивной работы необязательно каждый день находиться в офисе (а можно быть на связи дистанционно, расположившись с ноутбуком на веранде собственного домика в деревне), и, во-­вторых, душная квартира в городской многоэтажке – оказывается, не предел мечтаний. За последние месяцы резко вырос спрос на загородную недвижимость по всей стране. Конечно, это не значит, что офисные работники повально пойдут в комбайнеры или как-­то иначе найдут себя в сельском хозяйстве. Но в любом случае переезд специалистов в малые города и села будет способствовать улучшению социального климата, а их дети в перспективе могут принять решение жить и работать на селе.

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.