
«Роснефть» запустила арктический проект «Восток Ойл», который
предполагает создание на полуострове Таймыр новой нефтегазовой провинции с ресурсной базой около 5 млрд. тонн нефти. Она поможет обеспечить загрузку Северного морского пути и даст прирост ВВП России на 2% ежегодно. Инвестиции в проект составят более
10 триллионов рублей.
«Роснефть» приступила к бурению поисково-разведочной скважины на ЗападноИркинском лицензионном участке одного из крупнейших в мире нефтегазовых проектов «Восток Ойл», который объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые месторождения в Красноярском крае. Об этом 12 мая сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Ресурсы Западно-Иркинского – более 1 млрд. тонн углеводородов, на первом этапе этот актив будет флагманским для «Восток Ойла». Общий потенциал нефтегазовой провинции оценивается в 5 млрд. тонн нефти. При этом она будет легкая, малосернистая, превосходящая по своим качествам нефть марки Brent.
«Восток Ойл» объединяет ресурсную базу крупнейших месторождений Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного) и других перспективных нефтеносных площадок на севере Красноярского края, таких как Пайяхская группа месторождений (принадлежит «Нефтегазхолдингу») и Западно-Иркинский участок. К 2024 году с «Восток Ойл» планируют поставлять 25 млн. тонн «черного золота», в 2027 году – 50 млн. тонн, а в 2030 – 115 млн. тонн.
Проект требует создания мощной инфраструктуры. Планируется построить
15 промысловых городков, два аэродрома, порт, около 800 км магистральных и 7 тыс. км внутрипромысловых труб, электросетевое хозяйство – 3,5 тыс. км, обеспечить 2 тыс. мегаватт электрогенерации. Будет создано около 100 тысяч новых рабочих мест.
Ожидаемый экономический эффект, по данным Института прогнозирования РАН, – 9,3 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций. Как сообщил Игорь Сейчин, реализация проекта даст дополнительно по 2% увеличения ВВП ежегодно.
Президентом страны поставлена задача на ближайшие годы – нарастить объем перевозок по Северному морскому пути, сделав его полноценной транспортной артерией с круглогодичной навигацией.
«Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали. Свыше 100 миллионов тонн углеводородов в год, добываемых на месторождениях проекта, будут перевозиться танкерами ледового класса по Севморпути, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда».
Уникальное географическое положение новой нефтегазовой провинции позволяет транспортировать нефть по Северному морскому пути как на быстрорастущие азиатские рынки, так и на традиционные европейские.
Инвестиции в проект превысят 10 триллионов рублей, причем на первом этапе – около 2 триллионов. Еще до пандемии коронавируса «Роснефти» удалось привлечь в проект индийских партнеров. В январе 2020 года министр нефти, природного газа и стали Индии Дхармендра Прадхан заявил, что Индия однозначно будет участвовать в этом арктическом проекте, который «Роснефть» реализует совместно с «Нефетегазхолдингом» (НГХ) Э. Худайнатова. Но какими будут условия сотрудничества на фоне обвала нефтяных цен, еще предстоит обсудить.
Справочно
Западно-Иркинский лицензионный участок расположен на полуострове Таймыр – выше 70-й параллели, на 400 км севернее полярного круга, на правом берегу реки Енисей. Ближайший город – Дудинка расположен на 140 км к югу от участка.
Проект «Восток Ойл» включает в себя Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых – Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское месторождения), Западно-Иркинский участок («Роснефть»), Пайяхскую группу месторождений («Нефтегазхолдинг) и месторождения Восточно-Таймырского кластера.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения бурения на ЗападноИркинском участке, перевозились по Северному морскому пути из порта Архангельск. К началу бурения доставлено около 10 тыс. тонн грузов, включая оборудование и материалы, топливо и специальную технику.
Проектная глубина скважины составит 4200 метров с отходом от вертикали 1500 м. Бурение ведется уникальной буровой установкой «Таймыр-001» эшелонного типа, грузоподъемностью 450 тонн. Установка спроектирована для бурения в районах Крайнего Севера, при температурах до 50 °С. Полное укрытие буровой установки, включая вышку, приемный мост и рабочие зоны, позволяет вести работы при ветре до 33 м/сек, обеспечивает высокую энергоэффективность, максимально комфортные условия труда и исключает простои из-за неблагоприятных метеоусловий.
Буровая установка оснащена приспособлениями для сбора бурового раствора, которые обеспечивают соответствие самым строгим стандартам в области защиты окружающей среды.
Журнал «Нефть и газ Сибири» 2(39)2020