
Олег БУДНИК, директор БПОУ «Омский аграрнотехнологический колледж» Елена ТЕМНЯКОВА, методист
Омский аграрно-технологический колледж – известное в области образовательное учреждение, осуществляющее профессиональную подготовку специалистов среднего звена, в том числе для работы в агропромышленном комплексе региона. Новым этапом в развитии колледжа стала победа в федеральном конкурсе на предоставление грантов в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».
Выделенные средства позволили открыть в колледже пять новых профильных мастерских: «Агрономия», «Сити-фермерство», «Геномная инженерия», «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» и «Ветеринария». Они уже оснащены современным, высокотехнологичным оборудованием и начали свое функционирование.
Новая инфраструктура позволит обеспечить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
С открытием мастерских у колледжа появилась возможность проводить демонстрационный экзамен. Это профессиональное испытание является альтернативой выпускной квалификационной работы, независимая оценка качества подготовки выпускников идет в соответствии с международными стандартами WorldSkills. В мае 2020 года успешно проведен демонстрационный экзамен в рамках промежуточной аттестации по специальности 36.02.01 «Ветеринария». В ходе экзамена студенты выполнили задания по ветеринарносанитарной экспертизе продуктов и сырья животного и растительного происхождения.
Материально-техническая база мастерских будет активно использоваться при проведении региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» как среди студентов системы СПО Омской области, так и среди школьников в юниорской номинации. Первым и достаточно успешным опытом управленческой команды колледжа в данном направлении стала реализация комплекса мероприятий по подготовке и проведению на базе колледжа IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Омской области 2019 года по компетенции «Ветеринария». Студенты колледжа заняли 1-е и 2-е места. В настоящее время под руководством опытных наставников студент 2-го курса Кирилл Шевгеня – победитель регионального чемпионата – проходит подготовку к отборочным соревнованиям для участия в финале
VIII чемпионата WorldSkills Russia.
Развитие и стабильность колледжа важны для привлечения абитуриентов из районов области. Колледж активно участвует в региональных проектах «Профнавигатор 55», «Профориентация 360», а с сентября 2020 года –
в реализации федерального проекта «Билет в будущее» по ранней профориентации учащихся 6–11 классов. Для выявления школьников, проявляющих интерес к аграрным профессиям, действуют разнообразные программы внеурочной деятельности, в том числе кружков по агрономии, геномной инженерии и др.
Еще одна функция мастерских – подготовка специалистов по коротким образовательным программам под быстро меняющиеся вызовы рынка труда региона. Часть программ носит опережающий характер: «Лаборантфитопатолог», «ГМО–агроном», «Электромонтер по обслуживанию сити-фермы», «Растениеводство в городских условиях», «Диагностика и ремонт топливной системы Сommon Rail для современных дизельных двигателей».
В 2019–2020 учебном году все сотрудники, занятые в использовании и обслуживании материально-технической базы мастерских, прошли производственные стажировки на предприятиях реального сектора экономики, в научных центрах аграрного профиля, 11 педагогических работников – сертификацию на присвоение статуса эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена по приоритетной группе компетенций, а 8 преподавателей в 2020 году – обучение по программе «Эксперт чемпионата Ворлдскиллс Россия».
Мы верим, что изменения в профессиональном образовании обусловлены не приказами сверху, не реформами, а именно инновациями внутри каждого образовательного учреждения.
Комплекс мероприятий – современная материально-техническая база колледжа, прием на обучение мотивированных абитуриентов, высокий профессионализм педагогического коллектива, доминирующая управленческая функция: формирование у педагогов мотивации достижения – обеспечит приток на предприятия агропромышленного кластера, в крестьянско-фермерские хозяйства молодых людей, выпускников колледжа, с осознанным и ответственным социальным поведением, обладающих набором важнейших профессиональных и общих компетенций, наличием предпринимательских навыков.
Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020