Остались вопросы

Все против всех

Российскую нефтяную отрасль как единую лоббистскую силу можно списывать со счетов. Это произошло после того, как «Роснефть» фактически поддержала инициативу Минфина по изменению режима налога на добавленный доход в обмен на льготы лично для себя.


«В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия Правительства РФ и Минфина России по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки. Надеемся, что решения, которые будут приняты, покажут их сбалансированность и направленность на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе», - такое заявление распространила в среду вечером пресс-служба «Роснефти».


Разбавленный доход


Необходимость высказаться у компании возникла «в связи с большим количеством запросов СМИ относительно обсуждаемого в Правительстве Российской Федерации внесения поправок в Налоговый Кодекс РФ». Речь, напомним, идет о намерении Министерства финансов изменить параметры налога на добавленный доход.


Эксперимент с его введением начался только с 1 января 2019 года и был рассчитан на несколько лет, по истечении которых должно было быть принято решение о распространении этого режима на всю отрасль или отказе от него. Причем с самого начала было известно, что на первых порах налоговые поступления упадут – задача нового налогового режима состояла не в том, чтобы увеличить изъятия, а, напротив, в стимулировании инвестиций в освоение труднодоступных залежей и повышение эффективности зрелых месторождений. Увеличение объема добычи и, как следствие, дохода от продажи в перспективе должно было привести и к росту налоговых поступлений.


Кризис внес в эти планы свои коррективы. По данным Минфина, выпадающие нефтегазовые доходы в период с апреля по август составили 718 млрд рублей. Отчасти эти потери были компенсированы демпфером, который нефтепереработчики платят при низкой цене сырья. По данным Reuters, за полгода выплаты составили около 236 млрд рублей, а в целом за год, по оценке Минфина, могут достигнуть 500 млрд рублей. В статистике нефтегазовых доходов эти средства, впрочем, не учитываются, общей картины не улучшают и проблемы не решают.


Кризис, однако, коснулся не только нефтегазовой сферы. Он поразил всю экономику, поставив Минфин перед фактом беспрецедентного падения бюджетных доходов. О глубине отчаяния госфинансистов можно судить по тому факту, что участники обсуждения упоминавшихся поправок в Налоговый кодекс помимо уже известных изменений НДД с изумлением обнаружили в проекте новые цифры: налог на добычу удобрений и некоторых руд было предложено увеличить в 3,5 раза. По словам источников, на которые ссылается «Ъ», эти поправки были подготовлены Минфином «практически секретно».


Одновременно сделка ОПЕК++ и перспективы длительного низкого спроса на нефть сделали неактуальными задачи стимулирования роста добычи – и судьба НДД была решена. Несмотря на возражения других министерств, Минфин, который, по мнению опрошенных ИРТТЭК экспертов «является самым могущественным ведомством экономического блока», подготовил поправки о фактическом сворачивании эксперимента.


Небоевые потери


В ходе экспертного опроса ИРТТЭК его участники выражали надежду, что нефтяные компании, которые буквально десятилетиями ждали перехода от обложения объемов к обложению результатов деятельности, не сдадутся без боя. Действительно, в середине августа главы крупнейших российских нефтяных компаний обратились к Владимиру Путину с письмом, в котором содержится просьба «хоть на какое-то время прекратить перманентные изменения в налогообложении отрасли». За 23 года это будет уже 12 налоговая реформа в нефтянке – о каком доверии и планировании может идти речь?


Сейчас подпись «Роснефти» под этим письмом фактически снята. Одновременно, как стало известно в четверг, Минфин внес в правительство законопроект, предполагающий предоставление «Роснефти» вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти на Приобском месторождении. Речь идет о сумме 46 млрд в год. Как утверждается, законопроект дорабатывался ведомством совместно с компанией.


В то же время Минфин не поддержал идею налоговых льгот для проекта «Восточной нефтехимической компании» - строительства на Дальнем Востоке нефтехимического комплекса мощностью 30 млн т в год. «Запрошенные меры поддержки превышают возможный дополнительный эффект для бюджета, поэтому они не могут быть предоставлены, по крайней мере, в озвученном объеме», - заявил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. Звучит как предложение поторговаться еще.


Итак, что мы видим? Крупнейшая, обладающая самым мощным формальным и неформальным влиянием в отрасли нефтяная компания России отказывается отстаивать интересы отрасли, получая взамен льготы лично для себя. После такого демарша говорить о нефтянке как о единой силе, способной отстаивать свои интересы, больше не приходится. По крайней мере, на этом этапе правила игры будут написаны по Гоббсу – все против всех.



18.09.2020



Читайте другие материалы эксперта:



Первопроходцы поневоле


Сигнал ФАС


Тонкость – вежливость нефтяных королей

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости