Остались вопросы

«Развитие НПЗ на фоне санкций не прекратилось, а просто замедлилось»


Иванов Улыбка.jpg


Александр ИВАНОВ, генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков


Недоступность импортного оборудования осложнила модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Большинство процессов можно перевести на отечественные технологии – успехи в этом направлении уже есть, но остаются и нерешенные вопросы. 


- Александр Викторович, сколько проектов модернизации НПЗ сегодня заморожено из-за остановки поставок из США и Европы? Что это за проекты? Можно ли заменить их российскими разработками?


- В последние десятилетия на НПЗ множество проектов по созданию новых или реконструкции действующих технологических установок выполнялось по западным технологиям с привлечением ведущих мировых инжиниринговых центров. Естественно, что при этом использовалось западное оборудование и катализаторы. В условиях широкомасштабных санкций против нашей страны большинство американских и европейских товаров стали недоступны. По отдельным технологическим объектам компании успели закупить необходимое оборудование, а в некоторых случаях даже построить и пустить запланированные объекты. По остальным проектам предстоит сложная работа по замене ЕР-подрядчиков, что вызовет задержку в завершении на несколько лет. Важно, что на сегодня работа по выполнению данных проектов не остановилась, а просто замедлилась. Важнейшим условием в продолжении программы развития и модернизации отрасли является поддержка со стороны государства через систему стимулирующих мер.


По большинству технологий и катализаторов для процессов нефтепереработки мы располагаем отечественными конкурентоспособными разработками. Сложнее ситуация с оборудованием, особенно динамическим (компрессоры и насосы).  


- В России есть установки замедленного коксования и другое высокотехнологичное оборудование, которое работает по российским технологиям, – достаточно ли их сегодня и можно ли перевести на них все НПЗ?


- В рамках соглашения между Минэнерго и нефтяными компаниями было запланировано строительство десяти новых установок замедленного коксования. Три из них (в Омске, Кстово и Нижнекамске) уже введены в эксплуатацию. Причем в «Танеко» это уже вторая УЗК, построенная по российскому проекту. Остальным компаниям теперь есть на что ориентироваться. При этом даже в отечественном проекте был использован целый ряд импортного оборудования. Но конкретно по коксовым установкам у нас есть хорошие достижения в плане импортозамещения оборудования: печи – «Алитер Акси» (СПб) и «Кедр-89» (Пенза), коксовые камеры – «Волгограднефтемаш». Учитывая, что сразу несколько отечественных компаний включились в разработку и изготовление шиберных задвижек, четырех- и двухходовых кранов, мы получаем (кроме системы гидрорезки) почти полный набор российских аналогов по оборудованию для данного процесса. На действующих установках теперь при необходимости можно будет менять отдельные узлы на отечественные разработки.


Если государство сможет создать механизм стимулирования компаний, использующих отечественное оборудование, это серьезно ускорит процесс импортозамещения.


- На каком уровне наши разработки для НПЗ? Как ускорить их доведение до международных стандартов? В какие сроки это возможно и каких потребует затрат? Что можно заменить оперативно, а что нет?


- В 2023 году ожидается начало работы новой катализаторной фабрики в Омске, построенной ПАО «Газпромнефть», и, таким образом, с учетом мощностей Ишимбайского СХЗК в России решится вопрос импортонезависимости по обеспечению катализаторами для установок каталитического крекинга. Разработкой проекта каталитического крекинга на основе положительного опыта эксплуатации установок Г-43/107 (проект ГрозНИИ)  и совместного проекта ВНИИ НП и ВНИПИнефть в ТАИФ НК  может заняться, кроме уже названных институтов, организация «Автотехпроект», которая успешно реконструирует подобные установки последние десятилетия.


Отечественные катализаторы для процессов риформинга, изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга не только соответствуют современным мировым образцам, но в ряде случаев опережают их.


Конечно, есть еще серьезные задачи по процессам пиролиза, гидродепарафинизации, производства водорода.


-  Как обслуживать и ремонтировать то, что уже построено по европейским технологиям? Как сейчас решают эти проблемы нефтепереработчики?


- По большинству каталитических процессов достаточно перейти на отечественные катализаторы, которые уже производятся в стране. В РФ существует масса положительных примеров перехода на отечественные продукты без серьезных реконструкций. Сложнее с запчастями для импортного оборудования, но и здесь существует также множество вариантов изготовления отдельных деталей, узлов и целых аппаратов на отечественных машиностроительных предприятиях.


- Как слезть с иглы импортных технологий в нефтепереработке и нефтехимии? Придется ли нам сделать вынужденный откат назад в технологиях, отодвинуть экологические амбиции, чтобы удержаться на плаву?


- Доля импортных катализаторов составляет от 40 до 100% по отдельным процессам. Время жизни катализаторов в реакторах – от нескольких часов до 10 лет. По многим процессам мы уже готовы заменить при следующих загрузках катализаторы на отечественные, а где-то предстоит сложная кропотливая работа.


Для обеспечения производства широкой номенклатурой базовых катализаторов нефтехимических процессов проводится большая и успешная работа нашими ведущими научными центрами: ИНХС РАН им. А.В. Топчиева, Институтом Катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, АО «ВНИИ НП» и ООО «РН-ЦИР». Компания «СИБУР» и сама, и через СП с китайскими коллегами активно занимается локализацией продуктов для своих производств.


К сожалению, перечень таких продуктов, ранее закупавшихся в странах, поддерживающих санкции против России, составляет сотни позиций и решить все проблемы быстро невозможно. Но главное, что наступило четкое понимание необходимости данных шагов и уже появляются первые успешные результаты. Хорошим примером является работа по созданию отечественной установки риформинга с движущимся слоем катализатора, проводимая НПП «Нефтехим» (Краснодар), ООО «Ленгипронефтехим» (СПб) и Ильским НПЗ.


- Насколько сократился экспорт наших нефтепродуктов в Европу? Сколько денег теряют компании? Сильно ли снизилась загрузка заводов?


- Переработка нефти за 9 месяцев этого года составила около 179 млн тонн (96,4 % к уровню 2021 года). При этом выработка кокса выросла на 19 % по сравнению с 2021 годом. Увеличив (в первую очередь за счет ввода в строй новых объектов) загрузку вторичных установок, мы повысили эффективность переработки нефти. Выработка бензина – 105,8 %, дизельного топлива – 105,8 % к 2021 году.


- Переориентация на азиатский и африканский рынки сбыта потребует изменения всей логистики, инфраструктуры и т. д. Смогут ли новые покупатели из этих стран заменить России Европу? Какая продукция им нужна?


- КНР, Индия, Турция и многие другие страны с удовольствием покупают у нас сырье (нефть, газ) и почти не покупают товарные бензины и дизельное топливо. Сегодня компаниям приходится оперативно решать вопросы поиска новых рынков сбыта. Вероятнее всего, со следующего года вопрос сбыта прямогонного бензина и дизельного топлива встанет еще острее.


- В начале «кризиса» много говорили о том, что в санкциях есть и плюсы – они ускорят работу в тех направлениях, которые до этого развивались недостаточно быстро. За истекшие полгода уже появились какие-то результаты планировавшегося «рывка»?


- Из положительных вещей стоит отметить пример начала выпуска нашими металлургическими компаниями («Северсталь» и «ОМК») листового проката из биметаллов, который применяется для изготовления коксовых камер. В вопросе производства присадок для топлив, масел и смазок у нас еще много нерешенных вопросов.  Примером успешного развития в данном направлении является деятельность компании «МАКС НН» по депрессорным и загущающим присадкам на основе полиметакрилатов. Компания «СИБУР» запустила производство малеинового ангидрида в Тобольске и планирует расширить выпуск бутадиен-стирольных продуктов, являющихся компонентами для масляных присадок. Как я уже отмечал, началась практическая работа по изготовлению шиберных устройств для установок замедленного коксования (в частности, на предприятии «Пензатяжпромарматура»).


- Кажется, что множественные пакеты санкций, принятые один за другим, исчерпали потенциал давления, или у Запада еще остались возможности для создания новых помех российской нефтегазовой отрасли? Какие шаги еще могут быть предприняты с их стороны и как это скажется на нашем ТЭК?


- Работа нашей ассоциации направлена на практическое решение уже существующих задач. Самое важное – не пытаться бороться с этими проблемами в каждой компании отдельно, а постараться разумно разделить задачи между всеми участниками процесса.


Читайте также НПО «АХТУБА»: «Импортозамещением нужно было начинать заниматься раньше!»



Все материалы рубрики «Нефть и Газ»





28.11.2022

 



Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости