«Упаковку сегодня используют для обмана потребителей»

Игорь Елисеенко, председатель правления Сибирского союза производителей и переработчиков молока «СОЮЗМОЛОКО. Сибирь»


 Из-за нечестной фасовки россияне постоянно не — допивают 7-10 % молока, хотя его потребление в стране и так ниже медицинских норм. А повышенный расход упаковки на литр молока увеличивает нагрузку на экологию. К сожалению, тенденция «обманывать» потребителя стала общероссийской и поддерживается сетевым ретейлом, который волнует только вопрос цены.

Нечестный литр

Недавно СМИ сообщили, что производители уменьшили объем готовой продукции в упаковке. Связывают это с тем, что у людей упали доходы. Однако любой покупатель, приходя в магазин, хочет приобрести именно литр молока, а не выискивает пакет или бутылку, в которой 930 мл или меньше, потому что целого литра ему много! Он ассоциирует эту тару с полноценным литром и в результате недопивает около 7–10 % полезного напитка. А ведь в России и так потребление молока ниже медицинских норм! Эта тенденция очень быстро стала общероссийской, и переработчики при поддержке торговых сетей используют упаковку для введения потребителя в заблуждение. Получается, что люди переплачивают за упаковку, а в глобальном смысле такой подход негативно влияет на здоровье нации. Кроме того, на литр потребленного молока упаковки расходуется больше, что увеличивает нагрузку на экологию на те же 7–10 %. Надеюсь, скоро мы вернемся на путь честной фасовки.


Еще один тренд, который идет к нам из-за рубежа, – разлив молока в тару большего объема: от 2 литров. Для потребителя такие «семейные» форматы более выгодны, ведь затраты на упаковку в расчете на литр молока снижаются. Думаю, наши производители тоже сделают ставку на увеличение объемов фасовки. Но в то же время на рынке будут популярны и мелкие форматы, чтобы можно было на ходу выпить стакан напитка через трубочку. То есть упаковка будет развиваться по нескольким направлениям, о чем свидетельствует международный опыт.

Налог на пластик

Упаковочные решения для молочной продукции постоянно меняются. В связи с пандемией наблюдается смещение спроса в сторону «молочки» с длительными сроками хранения: люди покупают сразу несколько пакетов молока, чтобы реже ходить в магазин. Это требует более чистого производства и асептической упаковки.


Другая тенденция – экологичность упаковки. Сейчас очень активно обсуждают отказ от пластиковой бутылки, которая долго не разлагается. Возможно, даже введут какой-то утилизационный сбор, и переработчикам станет невыгодно использовать пластик. Вероятно, они станут переходить на другой биобезопасный материал. Один из модных трендов – это полимеры биологического происхождения, безвредные для экологии. Посмотрим, что предложат поставщики упаковки.

Упаковка любой ценой

Что касается сыроделия, то здесь набирает обороты спрос на заводскую упаковку. Логика простая – сроки хранения у сыра, фасованного на производстве в стерильных условиях, больше, чем при нарезке в магазине. И сетям, и производителю это выгоднее. Для потребителя цена, конечно, вырастает, но он готов платить больше за качественный продукт в производственной упаковке.


Сегодня сырзаводы активно внедряют формат упаковки с асептической нарезкой. Благодаря такой технологии лучше сохраняются вкус и аромат, увеличивается срок реализации продукта. Думаю, этот тренд будет и дальше развиваться. Сложнее всего внедрять современные упаковочные решения в сегменте фермерской торговли. Молочная продукция частных хозяйств, на мой взгляд, и так уступает изделиям, произведенным промышленным способом, по качеству и безопасности, а инвестиции в упаковку для мелкого бизнеса могут быть неподъемными. Вряд ли они смогут достойно конкурировать с крупными предприятиями в этом вопросе.



Журнал "Сельская Сибирь" №6 (20) 2020


23.12.2020

Читайте также

Новостная рассылка

Каждую неделю только самые важные и интересные новости