
В конце прошлого года Правительство РФ решило в рамках поддержки бизнеса применить механизм регуляторной гильотины, то есть отменить множество устаревших требований, в том числе и санитарно- эпидемиологических, упростить регламенты, убрать некоторые ГОСТы и ряд документов в области лицензирования и классификации. Все предприниматели ждали, что условия ведения бизнеса будут упрощаться… И тут человечество столкнулось с пандемией коронавируса.
Светлана ГАЛКИНА, директор Центра сертификации и экспертизы «Омск Тест»
Сейчас мы оказались в ситуации, когда мир стремительно изменяется, и мы должны меняться вместе с ним. Сегодня предприниматели, особенно это касается сферы услуг, пищевой и перерабатывающей промышленности, еще не до конца понимают, с чем им предстоит столкнуться и какие требования будут применяться в дальнейшем. Однако уже сейчас можно сделать определенные прогнозы о том, что ждет нас в 2020–2021 году.
Могу сказать определенно: в новых условиях пандемии бизнесу не стоит ждать послаблений, наоборот, следует подготовиться к новым требованиям, внедрить новые стандарты и процессы.
Стоп-вирус
В период пандемии Роспотребнадзор ввел новые противоэпидемиологические правила для различных отраслей и сферы услуг. В их основе соблюдение масочного режима, дезинфекция поверхностей, рук, воздуха, термометрия работников, социальная дистанция и другие меры. Эти требования затронули все пищевые производства, стационарные и нестационарные торговые объекты, сферу общепита, а также все виды бизнеса, где происходит контакт с потребителем.
Выполнение этих правил потребует от предпринимателей внесения изменений во все основные процессы менеджмента безопасности, которые будут контролироваться. Необходимо внедрить и документировать регламенты обучения и мониторинга состояния здоровья персонала, выдачи и утилизации масок и перчаток, дезинфекции всех помещений и транспорта, действий в чрезвычайной ситуации обнаружения заражений вирусной инфекцией, калибровки средств измерения термометрии и др. Это будет база для мер безопасности на предприятиях.
В рамках развития торговли при заключении контрактов и проведении аудитов предприятиям необходимо будет предъявлять свидетельства выполнения новых требований и мероприятий против распространения вирусных инфекций. Большую помощь в этом им могут оказать международные стандарты.
Новые стандарты качества
Недавно UNIDO (The United Nations Industrial Development Organization – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) опубликовала документ – «Памятка» о стандартах качества, которые необходимо внедрять/применять в целях смягчения негативных последствий пандемии. Оригинальное название документа – ‘Quality and Standards and Their Role in Responding to COVID19’. В частности, указано, например, что стандарты ISO 9001 и ISO 13485 позволяют компаниям быть лучше подготовленными к кризисным ситуациям, если они серьезно подошли к оценке рисков и внедрению мероприятий по снижению рисков.
Стандарты ISO 17025, ISO 15189, ISO 22367, ISO 14971, ISO 20395 в ситуации больших нагрузок на лаборатории позволяют эффективно организовать их деятельность.
Стандарты для обеспечения безопасности и устойчивости бизнеса – ISO 22301, ISO 22395, а также стандарты, описывающие требования к менеджменту чрезвычайных ситуаций, – ISO 22320, ISO 22316, в ситуации последних месяцев приобрели особую значимость, и их внедрение может помочь организациям использовать практические инструменты для преодоления негативных последствий.
Стандарт ISO 45001 помогает результативно и быстро организовать защиту работников на предприятиях.
Стандарт в сфере пищевой безопасности – ISO 22000 является важным инструментом для обеспечения пищевой безопасности.
Организации по стандартизации и сертификации, учитывая запрос рынка, уже приступили к созданию рекомендаций по так называемой СOVIDсертификации.
В дальнейшем можно будет подтверждать полное соответствие организации всем противовирусными мероприятиям. Это будет, скорее всего, необязательная сертификация, однако она будет обеспечивать доверие заказчиков и потребителей к компании.
Контроль за пищевой безопасностью станет жестче. Для предпринимателей это болезненно и потребует дополнительных финансовых вложений.
Конечно, в разгар пандемии все плановые проверки контролирующих организаций, а также все сертификационные экспертизы и аудиты предприятий и производств были отложены или проводились дистанционно, чтобы избежать контактов.
Поскольку требования будут только ужесточаться, бизнесу надо готовиться к «горячей» в плане проверок и экспертиз осени. Изучить и внедрить стандарты и выполнить все необходимые мероприятия по противодействию распространения вирусных инфекций.
Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020