Остались вопросы

Химическая отрасль готовится к рывку

Являясь одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту сырья, Россия серьезно отстает от других стран в развитии нефтегазохимии. Как повысить конкурентоспособность отечественной химической промышленности и преодолеть последствия коронакризиса – ответы на эти вопросы искали участники выставки «Химия – 2020».

   

 Куда двигаться отечественному химпрому в условиях новой экономической реальности, обсудили на VIII Московском международном химическом форуме в рамках выставки «Химия – 2020». Открывая пленарную сессию, президент Российского союза химиков Виктор Иванов отметил, что при всех достижениях отрасли (так, РФ вышла на самообеспечение в области полимеров) очень многие вопросы еще остаются неразрешенными. Химическая продукция России сегодня присутствует практически на всех мировых рынках. Но речь идет о поставках минеральных удобрений, каучуков, полимеров, в то время как наша страна закупает высокоорганизованную химическую продукцию пятого-седьмого переделов: катализаторы, всевозможные добавки к маслам, химические волокна и т. д.

    

«Сегодня Россия экспортирует на 25 млрд долларов, а ввозит на 26–27 млрд долларов, при этом импортирует стратегически важные продукты, величина которых достигает почти 100 %. И это не может не беспокоить», – отметил президент РСХ.

    

Он привел пример малотоннажной химии, развитие которой тормозит отсутствие гибких технологий – в частности, невозможность выпускать на одной установке 10–15 видов продукции. Виктор Иванов подчеркнул, что в общем объеме производимой в России химической продукции доля «малотоннажки» не превышает 6–7 %, тогда как в развитых странах доходит до 40 %.

   

 «Мы запускаем крупные производства, но все технологии, на которых работают новые установки, на 90 % пришли вместе с оборудованием из-за рубежа», – отметил эксперт.

   

 По его словам, сегодня необходимо инвестировать в науку и кадры – это два ключевых фактора, от которых зависит инновационное развитие отрасли. Научных центров, которые могли бы разрабатывать современные технологии для химической промышленности, в стране недостаточно. «Тех научных отделений, которые сегодня работают во многих крупных компаниях, – это очень мало.


Все финансы, которые вкладываются в науку, имеют перспективу 1–2 ближайших года. А разработки должны быть на 5–10 лет, то есть работать на будущее. Без решения этих вопросов движения вперед не будет», – подытожил Иванов.

    

В химическом комплексе России сегодня задействовано более тысячи крупных и средних компаний и свыше 10 тысяч малых предприятий. За последние пять лет инвестиции в отрасль составили 3,3 трлн рублей, реализовано 72 новых инвестпроекта. До 2024 года, согласно майским указам президента, стоит задача по наращиванию несырьевого энергетического экспорта – до $250 млрд, из них $37 млрд приходится на химическую и нефтехимическую промышленность (рост – более чем в 2 раза к показателю 2017 года). Параллельно решается задача по импортозамещению.

  

  Экспорт – тот сегмент, который больше других пострадал в пандемию. Как сообщила начальник Отдела химической промышленности Минпромторга РФ Дарья Шевякина, по итогам 8 месяцев объем поставок за рубеж продукции российского химпрома снизился на 18 % к прошлогоднему уровню. Но к концу года ожидается возврат к докризисным показателям экспорта, притом что импортные закупки упали всего на 8 %, отметила Шевякина.

  

  Она добавила, что господдержка нефтехимической промышленности за пять лет составила 22,7 млрд рублей.

   

 Чем может помочь отечественным предприятиям химии и нефтехимии система торгово-промышленных палат, рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он, в частности, поддержал прозвучавший тезис о том, что главное на сегодняшний день в развитии химии – это наука и кадры. Практически во всех наукоградах есть свои торгово-промышленные палаты, которые на протяжении последних двух-трех лет заключили соглашения с городскими администрациями, научными учреждениями о реализации целого ряда проектов, нацеленных на повышение эффективности производства и конкурентоспособности отраслевых предприятий, сказал замглавы ТПП РФ.

    

В ходе других выступлений участники пленарной сессии обсудили состояние и перспективы рынков химической продукции, последние изменения в спросе на продукты и технологии, технический регламент ЕАЭС «О безопасности химической продукции». Эксперты дали оценку отечественным и зарубежным технологическим новинкам для повышения эффективности и экологической безопасности химического производства. Было также уделено внимание международному сотрудничеству в условиях постпандемии, перспективным нишам для экспорта и совместного производства, потенциалу подготовки для отрасли управленческих и научных кадров.

    

Параллельно с форумом в Экспоцентре прошла выставка «Химия», которая в этом году отметила 55-летний юбилей. В экспозиции приняли участие свыше 100 компаний. Помимо России, свои разработки и инновационные решения представили Беларусь, Казахстан, Германия и Япония.    


image_2020_12_03T09_37_15_279Z-min.png


Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ


«В октябре Президент России подписал закон о создании инвестиционных стимулов для крупнотоннажной нефтехимии – это обратный акциз на этан и СУГ. Следующий шаг – чтобы у химпрома было достаточно сырья по адекватной цене и бизнес мог развиваться по более широкому спектру направлений. Мы рассчитываем, что доля России в течение следующих десяти лет на рынке крупнотоннажной нефтехимии вырастет в 2 раза по сравнению с текущими 2–2,5 %, но наш потенциал гораздо больше».

 

image_2020_12_03T09_37_07_857Z-min.png


Генадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России


«Проблем в химической промышленности сегодня не меньше, чем было раньше. С одной стороны, нам говорят, что химия развивается высокими темпами. Но посмотрите, какое место она сегодня занимает в нашем ВВП или даже в структуре российской промышленности? У Китая доля химии в промышленности – 30 %, в США – 25 %, а у нас – 1,6 %! Поэтому нам еще далеко до того, чтобы химия стала тем, чем она должна быть. Ключевые вопросы – это резкое увеличение производства этанола и использование его в качестве добавки к бензинам, переработка конденсата, производство катализаторов. Или возьмем газохимию – сегодня в Канаде около 940 газоперерабатывающих заводов, в США – более 600, а в России – только 30! Хотя по добыче газа мы на 2-м месте в мире после американцев. Нам есть над чем работать, и, конечно, нужна политическая воля для изменения всей структуры нашей промышленности».

 



Журнал «Нефть и Газ Сибири» №4 (41) 2020

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.