Остались вопросы

Будущее российской геологоразведки в условиях санкций

В 2021 году объем разведочного бурения в России сократился на 14,2 %, а эксплуатационного – на 3,2 %. О том, как нефтегазовым компаниям ускорить темпы восполнения запасов, что нужно для эффективного освоения ТРИЗ и какая поддержка необходима отрасли во время кризиса, рассказывают специалисты Центра экономики недропользования нефти и газа ИНГГ СО РАН доктор экономических наук, профессор Ирина Филимонова и кандидат экономических наук Василий Немов.

 

Как нефтегазовые компании сегодня справляются с задачей восполнения запасов? За счет чего может быть достигнут рост?


В соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р, нефть относится ко второй группе полезных ископаемых, для которых достигнутые уровни добычи недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 г.


В последние годы меняется характер воспроизводства сырьевой базы углеводородов. Компании ежегодно обеспечивают прирост запасов нефти в объеме, необходимом только для восполнения текущей добычи, поскольку волатильность нефтяных цен и параметров фискальной политики не располагают к долгосрочным и рискованным инвестициям в расширенное воспроизводство МСБ.


За счет средств недропользователей ГРР проводятся преимущественно на территориях с доказанной нефтегазоносностью. По предварительным данным Минприроды РФ, прирост запасов нефти и конденсата оценивается в 628 млн т, природного газа – в 1,017 трлн куб. м. По итогам 2020 года на государственный учет было поставлено 41 нефтяное и 2 нефтегазоконденсатных месторождений, среди которых наиболее крупным и перспективным является уникальное Западно-Иркинское месторождение, вошедшее в сырьевую базу проекта «Восток Ойл». Тем не менее большая часть вновь открываемых месторождений относится к категории мелких и мельчайших. В целом прирост запасов нефти и конденсата в 2020 года с учетом разведки, переоценки и добычи составил 614 млн т.


В соответствии с государственной программой «Воспроизводство и использование природных ресурсов» до 2024 г. приоритетными направлениями геологоразведочных работ будут Восточно-Сибирская и Западно-Сибирская нефтегазоносные провинции (преимущественно вдоль трасс магистральных нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и газопровода «Сила Сибири»), континентальный шельф РФ и оценка нефтегазоносного потенциала трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья.

30,1.png

Рисунок 1. Динамика прироста запасов и кратности их воспроизводства в России.


Как изменились объемы поисково-разведочного бурения в России в 2021 году?


В 2021 году объем разведочного бурения нефтегазовыми компаниями в России сократился на 14,2 % и составил 838,6 тыс. м. Объем эксплуатационного бурения также уменьшился на 3,2 %. Лидерами по объему выполненного разведочного бурения являются компании «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и «Лукойл», на которые приходится более 60 %.


30,2.png


Какие регионы и территории станут новыми точками роста в ближайшие годы? Какие крупные открытия ожидаются?


Сырьевая база углеводородов большинства перспективных на нефть и газ регионов России имеет высокий показатель выработанности запасов, поскольку их активное освоение ведется уже на протяжении 60 лет. Регионы с наибольшей степенью выработанности извлекаемых запасов нефти являются Северо-Кавказский ФО (88 %), Южный ФО (83,5 %) и Приволжский ФО (68,6 %). Современным центром нефтедобычи является Западно-Сибирская НГП, на территории которой сосредоточено две трети запасов нефти и конденсата. Однако и на территории Уральского ФО, где расположена большая часть Западно-Сибирской НГП, выработанность запасов возросла уже до 55,1 %.


Перспективными направлениями прироста трудноизвлекаемых запасов нефти и газа являются осадочные бассейны российского шельфа Северного Ледовитого океана; слабоизученные провинции, например Лено-Тунгусская нефтегазоносная провинция (охватывает территории Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Лено-Вилюйская НГП (Республика Саха (Якутия). Также перспективным направлением развития нефтедобывающей отрасли являются глубокозалегающие юрские и ачимовские отложения; уникальные ресурсы нефти баженовской свиты; остаточные запасы уникальных и крупных месторождений; высоковязкие нефти месторождений Тимано-Печорской провинции; поиски, разведка и разработка мелких, мельчайших и средних месторождений в зрелых нефтегазоносных бассейнах.


Крупнейшим проектом по комплексному освоению запасов нефти за последние годы является «Восток Ойл», реализуемый «Роснефтью». Проект предполагает комплексное освоение запасов нефти Ванкорского кластера, Пайяхской группы месторождений, а также перспективных участков, расположенных на полуострове Таймыр. Помимо добычи нефти, предполагается также освоение запасов природного и попутного газа и строительство мощностей по производству СПГ. Также были озвучены планы по освоению угольных запасов в регионе. Реализация проекта позволит освоить потенциал СМП, а также существенно увеличить выпуск продукции российского судостроения.


Как максимально эффективно осваивать ТРИЗ?


В последние десятилетия в России наблюдается устойчивое ухудшение качественных и горно-геологических характеристик сырьевой базы. В последние годы добыча нефти из категории так называемой трудноизвлекаемой нефти составляет около 55 % от добычи нефти по стране в целом. Наибольший объем добычи трудноизвлекаемой нефти приходится на месторождения с высокой степенью выработанности в регионах – ХМАО, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Оренбургская область и Самарская область.


Прежде всего государственная стратегия по освоению ТРИЗ должна быть комплексной. В широком понимании «трудноизвлекаемости» к этой категории относятся запасы нефти, залегающие в сложных горно-геологических условиях и имеющие особые физико-химические свойства, а также расположенные в регионах с крайне низким уровнем развития инфраструктуры. Поэтому стимулирование освоения ТРИЗ должно происходить не только в области развития технологий поиска, оценки, разведки и добычи, но и по средствам строительства круглогодичных автомобильных дорог, железнодорожных путей, морских и речных портов, магистральных и соединявших трубопроводов для увеличения инфраструктурной обеспеченности новых центров нефтегазодобычи, которая, в свою очередь, обеспечит рост инвестиционной привлекательности, снижение себестоимости добычи, повысит надежность снабжения грузами промыслов, сократит сроки освоения, расширит возможности сбыта сырья и продуктов его переработки.


В настоящее время одной из актуальных проблем освоения ТРИЗ является отсутствие ряда ключевых технологий отечественного производства. Например, в соответствии с планом мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения России, зависимость от импорта составляет 85 % для оборудования по проведению ГРП и гелеобразователей буровых растворов для ГРП, 90 % – для программных средств по интерпретации сейсморазведки, построению моделей геологических разрезов, сопровождения процедур бурения, геоинформационных систем, 75 % – для плавучих буровых установок и судов, систем подводной добычи нефти и т. д.


Государственная поддержка освоения ТРИЗ развивается по двум направлениям:


1) Развитие федерального проекта «Технологии освоения трудноизвлекаемых углеводородов». Основными направлениями являются освоение баженовской свиты, развитие технологий химического заводнения на зрелых месторождениях и поиск палеозойских залежей.


2) Законодательная поддержка, внесение поправок и дополнений в ФЗ РФ «О недрах» и Налоговый кодекс. Так, появился новый вид пользования недрами с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ. В налоговом законодательстве предоставлены льготы по НДПИ для абалакских, хадумских и доманиковых продуктовых отложений, а также баженовской свиты.

Одна из главных проблем освоения ТРИЗ – отсутствие ключевых технологий отечественного производства. Зависимость от импорта составляет 85 % для оборудования по проведению ГРП и гелеобразователей буровых растворов для ГРП, 90 % – для программных средств по интерпретации сейсморазведки, построению моделей геологических разрезов, сопровождения процедур бурения, геоинформационных систем, 75 % – для плавучих буровых установок и судов, систем подводной добычи нефти и т. д.

На уровне компаний созданы технологические центры и совместные предприятия («Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Зарубежнефть») по разработке технологий и проведению специальных лабораторно-аналитических исследований, которые позволят получить сведения о литологическом составе и коллекторских свойствах пород.


Как снизить влияние санкций и экономического кризиса на отечественную геологоразведку?


Инвестиции компаний в геологоразведку по отношению к общим затратам на освоение месторождения обычно составляют 5–15 % в зависимости от степени разведанности. Однако они характеризуются высокой степенью риска, не приносят дохода недропользователю и достигают положительного эффекта только в отдаленной перспективе (в случае успешности открытия месторождения, его доразведки и добычи сырья). Поэтому, конечно, в период экономического кризиса компании в первую очередь начинают экономить на инвестициях в геологоразведку и больше вкладывают в проекты поддержания текущей добычи, которая приносит непосредственный доход и недропользователям, и государству в виде налоговых отчислений.


В этом случае можно только создать ряд благоприятных условий и стимулов для привлечения инвестиций, предоставляя льготы и вычеты по налогу на прибыль, НДПИ, налогу на имущество в случае осуществления ГРР, вводя ускоренную амортизацию и т. д. Возможно упрощение процедур лицензирования и отсрочки выплаты разового платежа.


Можно рассматривать и совсем радикальные преобразования, например возврат к формированию специализированного государственного фонда, направленного на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пополняемого за счет специализированного налога или выделенной части НДПИ.


Среди прямых мер поддержки, конечно, остаются механизмы государственного заказа на отдельные виды работ или территории, но это целесообразно рассматривать именно для регионального этапа работ. Увеличение финансирования регионального этапа будет способствовать повышению уровня изученности территорий на востоке страны, в Арктической зоне и на шельфе арктических морей, что повысит интерес недропользователей к этим территориям и снизит их риски. Государство, в свою очередь, получит более высокий разовый платеж на аукционе и частично окупит свои вложения.



 

Журнал "Нефть и Газ Сибири" 1_46_2022


Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.