Остались вопросы

Максим Левшунов, КХ «Тритикум»: «Хочу видеть хозяйство технологичным и прогнозируемым»

ef8f2d88-4c79-4aee-adbb-d11f4b56419b.JPG


КХ «Тритикум» хорошо известно на омской земле. Его всегда приводят в пример, если речь идет о передовых технологиях земледелия и животноводства, высокой урожайности и стабильно растущих надоях. Предприятие в Черлакском районе основал 27 лет назад Александр Левшунов, сегодня вместе с ним трудится его сын Максим, оба они выпускники Тимирязевской сельхозакадемии. О том, почему хозяйство не стремится к прорыву, предпочитая стабильность, почему выбирает семена российские, а технику – импортную, и как переживает нелегкий 2020 год, молодой руководитель рассказал нашему журналу.


Стабильно вверх


    - Несмотря на все трудности, уборочную завершили успешно, гораздо лучше, чем ожидали.

Соблюдение технологии возделывания с применением удобрений позволило растениям набрать силу и дать неплохой для этого года урожай. Средний урожай по культурам получился таким: пшеницы — 28 ц/га, при этом были поля, урожайность которых — 35-38 ц/га, а были и такие, на которых 7-9 ц/га, рапса – 13 ц/га. Правда, по гороху серьезно «просели» – прошлый сезон завершили с показателем 30 ц/га, сейчас – только 18, на отдельных полях убрали по 9-11 ц/га.


    Мы работаем стабильно, стратегия работы в растениеводстве давно сложилась.


Практикуем трехпольный севооборот – бобовые, пшеница и масличная культура (рапс). Присматриваемся к масличному льну – изучаем технологию, анализируем рынок. Пробовали возделывать сою, но, видимо, климатические условия у нас не те, слишком засушливые – хороший урожай получается раз в четыре года. Решили, что пока это не наша культура.


    Сейчас экспериментируем с кукурузой на зерно. Ищем оптимальные гибриды – такие, которые бы успевали вызреть в наших условиях, давали достойный урожай и при этом были технологичны, пригодны для механизированной уборки и сушки.


    Мы не стремимся к резким скачкам, суперпрорывам. Работаем аккуратно, все анализируем и каждый год чем-то прирастаем – технологиями, техникой, людьми, землями… Маленькими шажками, но все время вверх.


    Вот уже два года как перешли на относительно новую технологию внесения инжекторных удобрений в почву. Купили два инъектора Duport, по вегетации подкармливаем культуру карбамидно-аммиачной смесью КАС-32. Такой подход гораздо эффективнее, чем внесение жидких удобрений с помощью опрыскивателей. Делая инъекцию в почву, мы добились значительно меньших потерь удобрений. Нитратная форма остается в земле, а не улетучивается.


    В этом году из-за засухи удобрения сработали неоднородно. Есть поля, которые дали более 30 ц/га, а есть такие, где 9 центнеров еле наскребли. Такой разброс связан с тем, что очень локально шли дожди. Там, где влаги было достаточно, минеральное питание сработало хорошо. В целом качество пшеницы не подкачало, чего не скажешь о кормах. Такой сложной кормозаготовки давно не помню – и многолетние травы, и кукуруза оставили желать лучшего.


Российские сорта против «иностранцев»


    Сегодня мы получили лицензию семеноводческого хозяйства. Сотрудничаем по договорам с Омским ГАУ и алтайским ФГБНУ ФАНЦА (мягкая пшеница), компанией «Агролига Семена» (твердые сорта пшеницы и горох). Делаем ставку на российскую селекцию. Уверен, что у нее большие перспективы. В последние годы имидж отечественной селекции был утрачен, в том числе из-за агрессивной маркетинговой политики иностранных компаний, пропагандирующих импортные сорта. Свою лепту внесло и недофинансирование нашей науки. Надеюсь, скоро это изменится – совместными усилиями науки и производства мы сможем доказать, что наши сорта ничем не хуже импортных, а по ряду признаков – и лучше.


«Иностранцы» – это в основном высокопродуктивные сорта, отзывчивые на применение современных технологий: удобрений, средств защиты растений. Наши растения более выносливы и адаптированы к сибирским условиям. И экстремальная засуха 2020 года в очередной раз показала это: импортные сорта проиграли российским «коллегам» по урожайности.


    Что касается отечественной техники, то ей до мировых брендов еще далеко. Конечно, и в России производят надежную технику, но пока такой очень мало. Сейчас импортные машины взлетели в цене, запчасти на них подорожали – намного больше, чем наша сельхозпродукция. Поэтому зачастую приходится делать выбор в пользу отечественных производителей.


Миллионы в развитие


    Развитие животноводства – еще один наш приоритет. Три года назад был построен животноводческий комплекс молочного направления на 520 голов беспривязного содержания с доильным залом «Европараллель». Сейчас ведутся работы второй очереди. К следующей осени рассчитываем открыть новый скотный двор – еще на 480 дойных коров. Вложения достаточно большие: только строительная часть проекта оценивается в 90 млн рублей, плюс оборудование.


    С реализацией молока проблем нет. Не первый год работаем с Любинским молочноконсервным комбинатом, сдаем около 10 тонн продукции каждый день. У переработчика очень серьезные требования к качеству и количеству сырья, им нужно соответствовать. Сейчас немного сбавили обороты из-за сложной ситуации этого года – не хватало высокобелковых кормов, сложно было приобрести рапсовый и соевый шроты. Надои немного упали, но уже вновь возвращаемся к прежним показателям.


Особенности национальной поддержки


    К сожалению, система господдержки аграриев в нашей стране заточена под крупные предприятия. Мелкий фермер просто не соберет весь пакет документов, который нужен для получения дотаций. Чтобы получить стимулирующую субсидию, которую ввели с этого года, нужно выполнить целый ряд     требований по объемам вносимых удобрений, обследованию почвы и т. д. Для большинства крестьян они невыполнимы! А значит, небольшие хозяйства заведомо лишены помощи.

Я абсолютно уверен, что необходимо работать с удобрениями, и правильно, что нас подталкивают к этому. Но все нужно делать грамотно и не единовременно.


    Агрострахование, к которому сегодня привязывают все федеральные субсидии, тоже эффективно только для крупных хозяйств с большим штатом сотрудников. В компании должны быть сильные юрист и экономист (а лучше несколько!), которые могли бы просчитать все риски и нюансы. А в масштабах КФХ это бесполезная трата времени и денег. У фермеров должна быть возможность страховать определенные риски, конкретные культуры, чтобы потом гарантированно получить компенсацию.


    Сегодня много говорят о развитии фермерской переработки, но мы не планируем развивать это направление. То же касается и экспорта. Для этого есть трейдеры, крупные логистические компании. Я знаю, как правильно произвести продукцию, а они – кому ее продать. Каждый должен заниматься своим делом.


Бизнес с душой


    Когда предприятие развивается, всегда есть потребность в современных специалистах.

Цифровые технологии и передовая техника требуют молодых умов. Мы плотно сотрудничаем с Омским аграрным университетом, привлекаем студентов и готовы предоставлять работу старательным ребятам, которым интересно развиваться в сельском хозяйстве.


    Работа в аграрной сфере не самая легкая и, возможно, не самая престижная, но мой выбор был осознанным. В дальнейшем прикипел к этому делу всей душой. Часто бывает, что спорим с отцом, обсуждаем какие-то вопросы, и в этих дискуссиях рождается истина. Любое решение должно быть взвешенным.


     В будущем хочу видеть хозяйство еще более технологичным и прогнозируемым. Надеюсь, что опыт и семейная любовь к делу позволят нам и дальше оправдывать наше название («тритикум» с лат. – пшеница) и наши земляки всегда будут с хлебом!




Журнал «Сельская Сибирь» № 6 (20) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.