Остались вопросы

Меняться, но не изменять себе: новая промышленная политика России

О перспективах российской нефти в эпоху «зеленого» бума, переходе к производству продукции высоких переделов и сложностях развития водородной индустрии говорили на главной пленарной сессии Тюменского нефтегазового форума «Новая промышленная политика: мир в эпоху глобальных изменений».

 

Перевооружать ТЭК


            Открывая сессию, губернатор Тюменской области Александр Моор напомнил, что Парижское соглашение поставило перед Россией целый комплекс технологических вызовов в энергоэффективности, декарбонизации, распределенной энергетике и цифровизации.


            «Я уверен, что в эффективном решении этих задач ставки нужно делать на регионы с сильной научной и промышленной инфраструктурой. Наша Тюменская область уже несколько десятилетий и есть такой интеллектуальный и промышленный центр», – заявил глава региона.


Участники главной пленарной сессии ТНФ-2021 поделились своим мнением о новой промышленной политике России, обсудили высокие технологии, которые необходимо развивать, чтобы не остаться в стороне от глобальных трендов энергоперехода, а также способы стимулирования притока инвестиций в развитие новых производств.


            Готова ли Россия к сокращению экспортной выручки от продажи углеводородного сырья? Отвечая на этот вопрос, заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов подчеркнул, что страна остается лидером в области добычи углеводородов – основных источников энергии на сегодняшний день. Кроме того, она является и гарантированным поставщиком-экспортером. Примерно 30 % экспорта газа – это российский газ в Европе. Растут и поставки в Китай за счет открытия газопровода «Сила Сибири».


            Отрасль динамично развивается и требует постоянного технологического перевооружения. Она обладает значительным инвестиционным потенциалом. Сегодня, по словам вице-премьера, годовые инвестиции в ТЭК превышают 3 трлн рублей в год.


            «В условиях санкционного воздействия, которые методично наращиваются с 2014 года, мы серьезно задумались об импортозамещении для того, чтобы обезопасить себя и сделать развитие этой отрасли устойчивым. Это новые вызовы и для ТЭКа, и для некоторых отраслей промышленности. Сегодня объективно сложилась ситуация, что в процессе импортозамещения заинтересованы обе стороны, – отметил Юрий Борисов. – Не секрет, что в области добычи мы использовали в основном до последнего времени западные решения. У нас не было роторных управляемых систем, у нас нет технологии подводной добычи угле-водородов, мы практически не производили оборудование для гидроразрыва пласта. Сегодня эти ниши занимают предприятия российской промышленности и эффективно ведут работы». Он привел в пример достижения компании «Алмаз-Антей» в создании технологий для подводной добычи и Московского института теплотехники – в области гидроразрыва пласта.


            Вице-премьер подчеркнул, что глупо отказываться от преимуществ, которые есть у России в области энергетики, но в то же время нельзя оставаться в стороне от мировых трендов с их акцентом на чистые источники энергии. По его мнению, РФ должна перейти к новой модели технологического развития, и это создаст новые вызовы и возможности для отечественной промышленности.


 h (4).jpg


Смещать фокус на химию


            Говоря о поддержке отечественной нефтехимии, Юрий Борисов предложил вслед за СУГ и этаном ввести обратный акциз на пропилен.


            «Почти весь произведенный в России пропилен применяется как сырье для нефтехимии на внутреннем рынке. При этом широкий перечень производных пропилена преимущественно завозится к нам из-за рубежа. То есть мы имеем колоссальный перспективный рынок для отечественных производителей, НПЗ и газохимических комплексов», – пояснил вице-премьер. Государство должно помочь занять этот рынок отечественными производителями, в том числе за счет введения обратного акциза на пропилен.


            «Почему реализация этих мер важна для нашей экономики? Ожидается, но это спорный вопрос, что в отдаленной перспективе будет снижаться потребление автомо-бильных бензинов, на смену будет приходить электродвижение. Поэтому стратегически верно смещать фокус НПЗ в сторону химической продукции с более высокой добавленной стоимостью и диверсифицирующей российское производство. Ориентация НПЗ на производство нефтехимической продукции является общемировым трендом», – сказал Борисов.

 

Работать в двух энергетических укладах


            Энергопереход неизбежен, и точка невозврата уже пройдена, уверен председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. Другой вопрос, какой будет скорость энергоперехода и как быстро он произойдет.


«Очевидно, что не скоро, и нам придется продолжительное время работать параллельно в двух энергетических укладах», – сообщил спикер. Исходя из этого, реализуется стратегия компании.


            Первое направление данной стратегии – продолжать инвестиции в добычу нефти и газа. При этом нужно ставить задачу по снижению углеродной интенсивности за счет повышения энергоэффективности и роста газовых проектов. «Но также мы должны быть готовы к тому, что энергопереход пойдет более быстрыми темпами. Поэтому нам надо стремиться работать более короткими инвестиционными циклами, чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на изменения на рынке», – пояснил Александр Дюков.


            Второе направление – это диверсификация бизнеса и подготовка к переходу на новый энергетический уклад. Какими могут быть эти новые бизнесы? Во-первых, нефтехимия – спрос на нее будет расти за счет совокупности целого комплекса факторов: стоимость пластиков, их конструкционные качества, более низкий углеродный след по сравнению с металлами и цементом. Альтернативы полимерам нет, заявил глава «Газпром нефти».


            Кроме того, компания делает ставку на производство водорода и развитие технологий по улавливанию и захоронению углекислого газа. «И нам постоянно нужны новые технологические решения. Мы их не только создаем сами, но и развиваем вокруг себя экосистему технологических партнерств, в том числе все более активно сотрудничаем с малыми компаниями и стартапами», – рассказал Дюков.

    

Ожидается, но это спорный вопрос, что в отдаленной перспективе будет снижаться потребление автомобильных бензинов, на смену будет приходить электродвижение. Поэтому стратегически верно смещать фокус НПЗ в сторону химической продукции с более высокой добавленной стоимостью и диверсифицирующей российское производство. Ориентация НПЗ на производство нефтехимической продукции является общемировым трендом.

Юрий Борисов, заместитель Председателя Правительства РФ 


Извлекать CO2 с пользой


            Председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов говорил об энергопереходе в контексте экологии. Он подчеркнул, что вклад компании в экологию – это, прежде всего, инвестиции в новые технологии и обновление производств, которые исчисляются десятками миллиардов долларов за десятилетие. Как результат – уменьшается потребление воды и объем загрязняющих веществ.


            Что касается сокращения выбросов СО2, то здесь компания в том числе работает и над возможностью извлечения углерода для какого-то полезного использования – на-пример, в пищевой промышленности. По его словам, необходимо инвестировать в биомассу, способную улавливать CО2 – это и бактерии в воде, и растения.


Важно работать над повышением экологичности выпускаемого продукта. Полимеры – парадоксальный продукт: они имеют кратно более низкий углеродный след, чем любые альтернативные материалы, способные их заменить, и при этом стойко ассоциируются с мусором (особенно когда речь идет о полиэтиленовых пакетах). По словам Дмитрия Конова, нужно развивать технологии по вовлечению этих материалов в обратную переработку.

 

Развивать нефть и газ


            Прогнозом ситуации на энергетическом рынке поделился главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. По оценке института, внутреннее потребление углеводородов в России будет только расти. И особенно по газу.


            «Мы не решили проблему газификации транспорта. У нас в 10 раз меньше машин на газе, чем в Индии, хотя в Индии газа практически нет. И с точки зрения химии спрос большой. Поэтому, если сейчас во внутреннем энергобалансе где-то 15 % приходится на неуглеродные источники, в первую очередь атом и гидро, то они к 2035 году, по нашей оценке, будут составлять треть или выше. Но все равно углеводороды и газ останутся ключевым драйвером», – рассказал эксперт.


            Поэтому очень важно обеспечить устойчивое развитие топливно-энергетического и нефтегазового комплексов РФ. Сейчас это примерно 19 % ВВП, или 20 трлн рублей.


            «Все остальное является очень несоразмерным, несмотря на все оптимистические планы, принятые концепцией по водороду и электротранспорту. Процесс запущен, и он пойдет. Это технологическая и экологическая необходимость. Технологическая даже, может быть, больше, потому что с точки зрения адаптации к климату используются разные способы абсорбции через лес, лесонасаждения, бактерии, которые, может быть, экономически эффективнее и масштабнее», – подчеркнул Андрей Клепач.


Он добавил, что превращение нефтегазовых компаний в нефтехимические является ключевым трендом. И здесь Россия только в начале пути, несмотря на все запущенные производства.


            По его мнению, главный структурный сдвиг в промышленной политике – это увеличение химических мощностей и энергетического машиностроения в разы. «Только обратными акцизами на пропилен эта проблему не решишь. Нужны специальные меры поддержки, которые правительству еще предстоит выработать», – заключил главный экономист ВЭБ.РФ.


h (1).jpg


Пересмотреть инфраструктуру


            Процессы, связанные с энергопереходом, уже начались, и их не остановить, согласился с коллегами полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев. И эти изменения субъекты УрФО отразят в своих стратегиях, чтобы понимать, куда двигаться в долгосрочной перспективе. Так, по мнению полпреда, нужно обратить внимание на пространственное развитие крупных нефтегазодобывающих провинций, которые строились с перспективой на добычу углеводородного сырья, и вся их инфраструктура заточена под эти цели.


            «Когда я говорю о пространственном развитии, я имею в виду, что, учитывая более совершенные технологические решения, инфраструктура городов также потребует своего пересмотра. При этом мы не должны забывать про социальный аспект, про людей. Будут востребованы специалисты с совершенно другим образованием, возможно, что потребуется меньше людей в тех местах, где мы будем добывать углеводородное сырье. Это серьезная государственная задача, над которой надо думать уже сейчас», – сказал Владимир Якушев.


Готовиться к водородному прорыву


            Следующей темой для обсуждения стала водородная индустрия.


            Согласно Концепции развития водородной энергетики, принятой Правительством РФ в августе, к 2035 году Россия сможет экспортировать 12 млн тонн водорода, к 2050 г. – до 50 млн тонн. Хотя сегодня, по словам модератора сессии Сергея Брилева, страна производит менее 1 млн тонн.


            Как отметил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по поводу водорода есть разные мнения, но сегодня он производится  там, где потребляется, – нефтепереработка, нефтехимия, производство удобрений. Мировое производство составляет 80–85 млн тонн, и в основной своей массе это «грязный» водород, при выпуске которого на 1 кг водорода выделяется от 7 до 8 кг СО2.


            «Мы видим, в каком мире живем, начиная с 2008 года. Мы живем в мире бесконечных денег – в какой-то степени.


За последние 20 лет произошла трансформация возобновляемых источников энергии из-за беспрецедентных субсидий, возможностей фондировать убыточные проекты в течение 10–15–20 лет за счет рефинансирования.


И эта эпоха продолжается, – заявил Сорокин.  По его мнению, если тема с водородом сегодня выглядит не очень выгодно, то через цикл в 10–12 лет с вложениями, которые сейчас объявлены (а это сотни миллиардов долларов), в какой-то момент может произойти прорыв, и к этому надо быть готовым.


            «У России здесь есть большое количество преимуществ. Не надо останавливаться на одном виде водорода. Развивая водородную индустрию, мы должны смотреть и на все смежное. Мы сейчас в Министерстве энергетики смотрим на индустрию улавливания и захоронения СО2 как на некую смежную вещь», – пояснил замминистра.


Нерешенным остается вопрос, как транспортировать водород так, чтобы его стоимость на этапе логистики не выросла в 2–2,5 раза.


h (3).jpg h (2).jpg


Добывать больше


            Технологии улавливания CO2 – это не только необходимость, но и отличные возможности для повышения нефтеотдачи на старых месторождениях. Как подчеркнул губернатор Ямала Дмитрий Артюхов, углекислый газ в ближайшие годы может сыграть хорошую роль в  интенсификации трудных запасов.

Мы не решили проблему газификации транспорта. У нас в 10 раз меньше машин на газе, чем в Индии, хотя в Индии газа практически нет. И с точки зрения химии спрос большой. Поэтому, если сейчас во внутреннем энергобалансе где-то 15 % приходится на неуглеродные источники, в первую очередь атом и гидро, то они к 2035 году, по нашей оценке, будут составлять треть или выше. Но все равно углеводороды и газ останутся ключевым драйвером.

Андрей Клепач, главный экономист ВЭБ.РФ

           «СО2 позволяет добывать больше со старой скважины. Это важно. Рядом со скважинами стоят города, где добыча начинает падать. С помощью СО2 мы поддержим или даже повысим производство. Сегодня мы видим рост там, где вчера был пессимистичный прогноз. Мы начинали потихоньку списывать месторождения, сейчас они растут. Если бы не наша сделка по ОПЕК+, они бы росли еще быстрее», – сообщил глава ЯНАО.


            По данным организаторов, в этом году Тюменский нефтегазовый форум посетили более 6,7 тыс. человек, участие в событии приняли свыше 300 делегаций различных компаний. Деловая программа включала около 30 мероприятий – пленарные сессии, технологические дни, лекторий, круглые столы, деловые завтраки и многое другое. На полях ТНФ-2021 подписано более 20 соглашений.


Фото: Максим Слуцкий, ТАСС





Журнал  «НГС  (Нефть и Газ Сибири)»  № 4(45) 2021 г.

 



 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.