Остались вопросы

Трудности импортозамещения

У сибирских предприятий высокий потенциал в области импортозамещения оборудования для ТЭК. Но выйти на новый уровень сотрудничества с нефтегазовыми холдингами мешают сложности в процедуре сертификации, кадровый дефицит и нестабильность рынка. О существующих проблемах и путях их решения беседуем с первым заместителем председателя ОРО «Союз машиностроителей России» Владимиром Дорохиным.


5uho.jpg


Владимир Дорохин, первый заместитель председателя ОРО «Союз машиностроителей России»

 



Сложная процедура сертификации – главная проблема, которая тормозит импортозамещение в области ТЭК. Из-за трудностей вхождения в подобные проекты производители оборудования не рвутся сотрудничать с нефтегазовыми холдингами.




Владимир Нефедович, проблема выпуска оборудования для нефтегазового комплекса обострилась в пандемию. Как кризис повлиял на состояние российского машиностроения, в том числе на производителей оборудования для ТЭК?


По нашим сведениям, омские машиностроительные предприятия не сильно просели в этот период. В частности, об этом свидетельствуют успешные показатели компаний «Спецпромизоляция» и «Спецтех», традиционно работающих для ТЭК.


Если говорить в целом о ситуации по России, предприятия машиностроительного комплекса в период пандемии успешно освоили новые виды продукции для нефтегазового комплекса – например, начали выпускать генераторы на основе авиационных двигателей. Раньше подобное оборудование отечественные производители не предлагали.


В то же время хотелось бы, чтобы омские производители более плотно сотрудничали с лидерами рынка ТЭК и законодателями, были представлены в различных государственных комитетах, комиссиях и экспертных группах по нефтегазовому машиностроению, нефте- и газохимии. А пока голос Сибири на этих площадках слабо слышен. Как раз сейчас мы занимаемся тем, чтобы расширить представительство региона в этих комиссиях, уже подобран ряд кандидатур, и мы продолжим работать в этом направлении. Даже форум «Промтехэкспо-2021», который прошел у нас в марте, к сожалению, не собрал того количества участников со стороны нефтегазовых компаний, которого хотелось бы.


Топливный кризис, вызванный пандемией, может повлечь за собой снижение загрузки производственных мощностей и сокращение персонала на предприятиях машиностроения, работающих для нужд ТЭК?


Номенклатура продукции предприятий машиностроения очень широкая. Наши омские компании, выполняя оборонзаказы, одновременно наращивают объемы гражданской продукции. Например, «Омсктрансмаш» начал выпускать специальную технику для Арктики – тягачи, осваивает производство рефрижераторов. Конечно, есть предприятия, которые, к сожалению, недозагружены. Но большинство игроков рынка ищут возможности для кооперации, налаживают сотрудничество с новыми партнерами. И заказов у них очень много.


Насколько изменилась доля отечественного нефтегазового оборудования на российском рынке по сравнению с досанкционным периодом? Какие позиции удалось заместить отечественной продукцией, в том числе за счет новых компетенций сибирских предприятий, а где еще есть пробелы?


Вопросом импортозамещения нефтегазового оборудования в России занимаются уже лет пятнадцать. В Омске эту работу вело некоммерческое партнерство «Сибирское машиностроение», были целые программы с компаниями «Газпром», «Алроса», «Норникель» и другими. Их представители приезжали в Омск, проводились круглые столы и конференции, на которых обсуждались перспективы сотрудничества с омскими предприятиями по изготовлению необходимой продукции. Но этот процесс уперся в очень сложную процедуру сертификации продукции со стороны заказчиков. И это сегодня является ключевой проблемой, которая сдерживает развитие импортозамещения в области ТЭК. Из-за сложностей вхождения в подобные проекты у производителей нет особого желания участвовать в них.


Тем не менее, как я уже говорил, часть продукции наши машиностроители уже освоили и помогают успешно замещать импорт. К примеру, Омский завод инновационных технологий выпускает промышленное котельное оборудование, которое уже используется по всему северу вместо традиционных немецких котлов.


Какие шаги принимаются для того, чтобы у предприятий, готовых диверсифицировать производство в сторону нужд нефтегаза, было больше уверенности в стабильном сбыте своей продукции?


Сегодня, на фоне пандемии, предприятия не спешат заходить на этот рынок, опасаясь отсутствия спроса. По понятным причинам 2020 год не показал серьезного «взаимопроникновения» между машиностроительным комплексом и заказчиками по линии нефтегазового оборудования. Но, думаю, что впоследствии наши холдинги будут плотнее работать с отечественным машиностроением, в том числе омским.


Как раз сейчас в регионе создается ассоциация – Омский региональный центр компетенций топливно-энергетического комплекса, призванная расширить круг компаний, сотрудничающих с нашими нефтяниками, открыть новые возможности для импортозамещения. Насколько я знаю, в нее уже вошло около десяти омских предприятий. Мне тоже предложили войти в Наблюдательный совет. Его состав уже сформирован, а возглавил совет министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Андрей Посаженников.


Какими проблемными вопросами новая ассоциация займется в первую очередь?


Среди главных задач – налаживание кооперационных связей, продвижение омской продукции на рынок.


Ассоциация должна стать площадкой для решения этих вопросов за Уралом, потому что сейчас у нас в авангарде Пермский край, Башкирия и другие традиционно нефтяные регионы, где компании размещают свои производства. Помимо организационных вопросов сотрудничества, необходимо решать и финансовые. У нас есть различные госпрограммы, в том числе по развитию Арктики, и омские предприятия нужно привлекать к участию в них. Наши производители обладают многообразными компетенциями, которые могут пригодиться для освоения севера – развития инфраструктуры ТЭК, нефтегазохимии и т. д. Есть и большой экспортный потенциал, но пока его реализацию, к сожалению, тормозят западные санкции.


2021 год объявлен Годом науки и технологий в России. Какие новые задачи ставят перед собой сибирские предприятия машиностроения для более плотного взаимодействия с наукой и образовательными учреждениями? Ведется ли совместная разработка каких-то «прорывных» технологий?


Безусловно, такая работа постоянно ведется. Так, в Омском государственном техническом университете, который входит в Союз машиностроителей России, созданы кафедры, различные ресурсные центры и лаборатории, ведущие научную работу по заказу предприятий ТЭК, в том числе нашего нефтеперерабатывающего завода. Речь идет об инновационных материалах, полимерах, новых структурах металлов, технологиях и оборудовании для освоения месторождений. Активно наши машиностроители сотрудничают и с ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, и с ОмГУПСом, где недавно запустили новую испытательную лабораторию. То есть предприятия постоянно на связи с наукой.


По технологиям понятно, а что касается людей? Каких кадров не хватает сегодня машиностроительным предприятиям?


Да, этот вопрос болезненный для отрасли, и мы его поднимали в ходе круглого стола на форуме «Промтехэкспо». Дело в том, что на омских предприятиях есть ряд специальностей, которые наши учебные заведения не готовят. То есть образование отстает от реалий производства. В первую очередь, не хватает рабочих профессий. Компании заявили о потребности в 60 специальностях! Но омские колледжи и техникумы их не выпускают, работодателям приходится самим как-то выкручиваться. Поэтому предстоит большая работа по профориентации – и это еще одна наша общая задача.

  

 

Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 1(42) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.