Остались вопросы

Нефтяной кризис начнется с американских сланцев

Добыча сланца в США находится на пике из-за снижения качества запасов и неспособности отрасли существенно увеличить бурение, пишет известный нефтяной эксперт Дэвид Месслер. Нефтяные компании начинают потреблять площади первого уровня с большей скоростью, чтобы замедлить падение добычи, которое изгибает кривую добычи вниз. Будущее падение станет самым стремительным среди всех сегментов мировой нефтедобычи.


«В серии статей на OilPrice.com я утверждал, что эпоха быстрого роста добычи сланца подходит к концу», – пишет Дэвид Месслер в своей последней статье «Добыча сланца в США достигает пика?».


Еще раз посмотреть на американский сланец побуждает сообщение о Соглашении между Национальной нефтяной компанией Абу-Даби и малайзийской Petronas по партнерству в разведке нетрадиционной нефти на береговом блоке 1 в Абу-Даби. В соответствии с шестилетним концессионным соглашением Petronas будет владеть 100-процентной долей и операционными полномочиями по разведке и оценке нетрадиционных запасов нефти на блоке площадью более 2000 квадратных километров. «Нетрадиционная нефть», поясняется в сообщении, — это термин, используемый для описания запасов нефти, которые невозможно добыть с помощью «традиционных методов бурения». Пока известны два вида такой нефти – сланцевая нефть, извлекаемая из земли с помощью гидроразрыва (но здесь все-таки используется бурение), и нефть из канадских битуминозных песков, добываемая экскаваторами вместе с песком и потом отделяемая от песка горячим паром. О каком виде «нетрадиционной нефти» идет речь, не сообщается, но идея очевидна – мусульмане ждут резкого роста цены нефти вследствие ее нехватки на рынке, иначе добыча «нетрадиционной нефти» не окупится.


Сложно прогнозировать, когда Абу-Даби и другие производители «нетрадиционной нефти» перехватят лидерство у сланцевой нефти США. Эксперты достаточно дружно говорят о 4-6 годах, когда начнется резкое падение добычи сланцев в США (на 20-30%). Однако некоторые намеки на предстоящий кризис добычи появляются уже сегодня хотя бы в разбросе прогнозов средней цены нефти в 2023 году – от 78 долларов за баррель до 120 долларов.


С середины 2021 года и до января 2022 года произошло массовое сокращение запасов DUC, что помогло увеличить производство, пишет Месслер, но эффективность новых скважин (DPR – суточная добыча в баррелях на скважину) снижается.




Добыча на новых скважинах продолжает снижаться даже несмотря на то, что количество буровых установок практически не изменилось с середины 2022 года.


По данным BloombergNEF, скважины, пробуренные в этом году, дали на 8-13% меньше нефти на боковой фут, чем годом ранее, что стало первым крупным изменением после десятилетия роста производительности. 


Начальная добыча в течение первого месяца (IP-30) сланцевых скважин относительно высока, но потом следует быстрое снижение в течение первого года. Самые старые из задействованных DUC находятся в последней трети продуктивного срока службы и вскоре войдут в окончательный спад. Если ничего не изменится, в сланцевой добыче, по мнению Месслера, возникнет коробчатый каньонный «обрыв» из ключевых продуктивных бассейнов и особенно пермского.

 



Увеличение скорости деградации скважин на месторождениях с годами показано на следующем графике – наклон кривой падения становится все более крутым.

 



Пермский пласт, пишет Месслер, является самым продуктивным нефтяным месторождением из-за его обширной географической зоны и множества горизонтов.

Вот схема площади Пермского бассейна и структуры горизонтов его средней части.





Источник: https://www.eia.gov/maps/pdf/Permian-p2_Spraberry_Midland.pdf

 

Пермский бассейн сегодня дает около половины жидких углеводородов, 25% ШФЛУ и 25% природного газа, поступающего из нижнего 48-го пласта. Сказать, что он необходим для энергетической безопасности США, значит, ничего не сказать, пишет Месслер. Большая часть предельных запасов нефти (количество, которое может быть увеличено или уменьшено в зависимости от активности бурения) приходится на эту площадку, и она «все больше начинает выглядеть так, как будто ее лучшие дни остались в зеркале заднего вида».


Анализируя результаты нефтяной компании Pioneer Natural Resources (NYSE:PXD), автор пишет, что в эпоху экстремально низких цен в 2020–2021 годах такие операторы, как PXD, пробурили часть своих площадей высшего уровня, чтобы поддерживать производительность и получать оптимальную отдачу от своих скважин. Когда цены начали расти, компании переключили свое внимание на скважины более низкого уровня, поскольку высокие цены позволили соответствовать корпоративным показателям IRR и DROI (внутренняя норма прибыли и дисконтированная рентабельность инвестиций), сохраняя при этом площади более высокого уровня для следующего спада. Этот сдвиг со стороны PXD был признанием того, что принятая стратегия не дает результатов, и для поддержания производительности необходимо было перейти к скважинам более высокого уровня и увеличить боковую длину до 15 000 футов.


Теперь у нас есть как аналитические, так и задокументированные свидетельства созревания и медленного снижения добычи сланца из-за ухудшения качества коллектора, делает вывод Месслер, признавая при этом, что даже с корректировкой, которую PXD вносит для увеличения производительности в краткосрочной перспективе, у них есть запасы бурения высшего уровня на годы.


Проблема Перми и других бассейнов не только в падении добычи нефти на скважину, но и в росте газового фактора, то есть количества газа из скважины на баррель добытой нефти. Вот график такого роста для бассейна Баккен.


 



Правительство США все годы ужесточало требования к сжиганию газа в факелах, и нефтяникам пришлось строить газопроводы и заводы по производству СПГ. Так что бум производства СПГ в США есть следствие ухудшения качества нефтяных месторождений. Когда начнется обвальное падение добычи сланцевой нефти, одновременно начнется падение добычи газа, эти два соседствующих ископаемых поддерживают рентабельность бурения.


Рост экспорта сланцевой нефти также объясняется обстоятельствами – слишком легкий сланец дает малый выход дизеля и более тяжелых фракций, поэтому США в больших количествах закупали российский мазут, а теперь вынуждены вернуться к закупкам тяжелой венесуэльской нефти – 15 января первый танкер Chevron прибудет на НПЗ в Миссисипи. Пока же около 70% сланцевой нефти экспортируется, пишет Майк Шеллман. Но перспективы выглядят скверно, так как, по его словам, в пермском бассейне уже есть 40 тыс. горизонтальных скважин, половина из которых в настоящее время дает менее 40 баррелей нефти в день с водонефтяным фактором (WOR) 3,5:1 и с годовыми темпами падения 12%. И скорость снижения добычи, по-видимому, увеличивается.


Доходы нефтяников в этом году существенно выросли, но выросла и себестоимость добычи сланца. Она удвоилась за два года, достигнув в первом квартале 2022 года $28 за баррель.

 


 

При этом темпы роста выручки отстают от темпов роста издержек. При более высокой цене на нефть маржинальность добычи для 53 крупнейших компаний США, по данным МЭА, ниже, чем в 2018 - 2019 годах. Поэтому относительно высокие цены на нефть не приводят к активному росту скважин в сланцевой отрасли.

 



Если цены на нефть какое-то время будут колебаться на уровне 70 долларов, следует ожидать сокращения операционных бюджетов, что вскоре отразится на количестве буровых установок.


Отставание ОПЕК+ от собственного графика добычи говорит в пользу предположения о будущей нехватке нефти на рынке.




Это отставание не сокращается. По данным МЭА, страны ОПЕК+ в ноябре добывали 38,38 млн б/с нефти, в то время как по условиям соглашения могли извлекать 40,1 млн б/с. Таким образом, отставание от плана по итогам месяца составило 1,72 млн б/с. Фактическое сокращение добычи относительно уровня октября составило 480 тыс. б/с. Это самое большое месячное снижение с апреля, когда из-за санкций сократилось производство в России, пишет агентство.


Инвестиции в добычу нефти и газа по идее должны расти, так как компании обращаются к все более бедным и дорогим в разработке месторождениям, а они, наоборот, падают.


За шесть лет с 2014 по 2020 год расходы на новые источники добычи сократились на 55%, в то время как население мира выросло на ~ 8%.




Согласно данным, собранным Bloomberg, в 2022 году проекты и предприятия в области чистой энергетики привлекли около 580 миллиардов долларов на долговых рынках, но, в то же время, выпуск долговых обязательств, организованный для нефтяных, газовых и угольных компаний, составил почти 530 миллиардов долларов. Это был первый раз, когда финансирование возобновляемых источников энергии превысило долговое финансирование ископаемого топлива.


Баланс нефти в ближайшие годы зависит от многих неопределенных факторов. Основной прогноз – рост добычи и потребления вплоть до небольшого дефицита в 3-м квартале 2023 года.

 


Источник: МЭА

Хотя большинство экономистов обещают рецессию в мировой экономике, она вряд ли скажется на потреблении топлива, 65% которого приходится на транспорт. В случае экономических проблем потребление не упадет, во всяком случае, в первое время – населению придется больше суетиться («волка ноги кормят»). Парк же электромобилей пока составляет менее 3%.


В любом случае, ситуация на мировом рынке будет зависеть от американского сланца. Проекты традиционной нефти слишком дороги, чтобы компании могли их мгновенно остановить в случае убыточности. А сланец может упасть очень быстро при неблагоприятной экономике, что показал 2020 год. 



 

Помочь ему в этом падении способна, кроме геологии, администрация Джо Байдена с его курсом на уничтожение сегмента собственного топлива и заменой его импортом.


В этой ситуации производители традиционной нефти могут окончательно вернуть себе главную роль на рынке. Вся «зеленая» BP объявила об инвестировании 7 миллиардов долларов в свой бизнес в Мексиканском заливе, сообщив, что инвестиции помогут превратить ее в интегрированную энергетическую компанию, «увеличив добычу устойчивых углеводородов, которые являются одними из самых низкоуглеродистых баррелей нефти по сравнению с другими нефтедобывающими регионами». Если очень выгодно, то и нефть становится «зеленой», для «своих», разумеется.


Все происходящее в американском сланце очевидно нравится арабам. «Саудовская Аравия и ОПЕК переждали это [американскую сланцевую нефть], – говорит Джон Хесс, главный исполнительный директор Hess Corp., которая ведет бурение в Баккене. - Теперь, действительно, ОПЕК вернулась на место водителя». И Абу-Даби приглашает малайцев посмотреть, а что там под песками, вдруг полно какой-то особенной нефти для дефицитного в ближайшем будущем мирового рынка.

 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК



Все материалы рубрики «Нефть и Газ»



29.01.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости