Остались вопросы

PRO Битум, или Как повысить качество российских дорог

Вопросы развития дорожного строительства, ценообразования на битумном рынке, применения технологий и инноваций для увеличения сроков службы объектов обсудили участники XI Межотраслевой конференции «PRO Битум и ПБВ» в Санкт-Петербурге.


Россия находится на первом месте в мире по занимаемой территории и на втором – по обеспеченности населения дорогами. Минувший год создал новые вызовы для дорожного хозяйства, ответом на которые должны стать эффективные решения, разработанные и принятые совместно с профессиональным сообществом. Крупнейшей площадкой для обсуждения проблемных вопросов отрасли и практики применения битумных продуктов является ежегодная конференция «PRO Битум и ПБВ». В этом году встреча прошла 30–31 марта в Северной столице и объединила более 1000 участников офлайн и онлайн – производителей материалов для дорожного строительства, представителей отраслевых компаний и органов власти. Эксперты подвели итоги 2022 года и наметили планы к новому сезону.


На долю России приходится около 6 % мирового объема производства битума (третье место после Китая и США)


Стандарты становятся современнее

Сергей Гошовец, начальник Управления научно-технических исследований,информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства, отметил положительную динамику процесса совершенствования нормативной базы дорожного хозяйства. Он отметил, что в 2011 году современным требованиям соответствовало только 15 % отраслевых нормативных документов. Задача по переходу на увеличенные межремонтные сроки до 12 лет, поставленная Президентом в августе 2011 года, дала новый импульс модернизации требований и стандартов.


Сергей Гошовец.jpg

Сергей Гошовец, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства


«За прошедшее время нормативная база была практически полностью переработана. На сегодня разработано более 420 ГОСТов, при этом более 45 % стандартов «моложе» 5 лет – это очень хороший показатель. Все стандарты разработаны в целях обеспечения безопасности дорожного движения, соответствия автомобильных дорог общего пользования актуальным транспортным нагрузкам, интенсивности движения и увеличенным межремонтным срокам», – подчеркнул спикер.


Наука не должна отрываться от практики

Отдельное внимание в докладе он уделил кадровому обеспечению: «Росавтодор ведет работу, направленную на интеграцию научно-исследовательского потенциала вузов, занимающихся подготовкой кадров для дорожного хозяйства. Сейчас в рамках плана НИОКР при их участии проводится восемь научных исследований».


Кроме того, как сообщил Сергей Гошовец, в 2022 году впервые по заказу ведомства выполнены комплексный анализ и систематизация результатов научных работ, проведенных вузами. Анализ показал, что за последние пять лет по специальности «проектирование и строительство автомобильных дорог» выполнено 65 квалификационных работ, из них 4 докторских и 61 – кандидатская. «Однако темы этих работ пока слабо согласованы с приоритетами нашей стратегии и не всегда могут найти применение на практике, – добавил спикер. – В то же время 9 работ интересны с точки зрения дальнейшего включения в план НИОКР или уже внедрения в хозяйственную деятельность».


Он также рассказал о научных исследованиях, которые осуществляет Росавтодор в 2023 году – многие из них уникальны и проводятся впервые в мире. Также он представил результаты мониторинга применения новых технологий, материалов и конструкций на дорожных объектах.


В ближайшее время специалисты Федерального дорожного агентства планируют выполнить исследование стабильности свойств битумов при наливе и транспортировке при повышенных температурах. «Я знаю, что такой запрос от бизнес-сообщества существует, и мы в этом году такое исследование проведем совместно с основными производителями битумных материалов, а результаты этого исследования лягут в основу изменений в межгосударственный стандарт», – сообщил докладчик.


Как продлить жизнь дороге

Опытом работы по повышению долговечности дорожных одежд поделился замдиректора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин. Применяемые на объектах компании технологии призваны решить главные задачи, стоящие перед отраслью, а именно повышение скорости работ и долговечности покрытий, оптимизация затрат и экологичность. Проводя анализ эксплуатации новых дорог, спикер назвал основные дефекты и дал рекомендации, как увеличить срок службы покрытия. Он обратился к производителям вяжущих с призывом более строго контролировать такие показатели, как обеспечение адгезии и устойчивость к старению. Также он высказался за установку станций дистанционного мониторинга дорожных одежд в каждом регионе – это позволит в течение года своевременно выявлять проблемные участки и оценивать образующиеся дефекты.


Сергей Ильин.jpg

Сергей Ильин, замдиректора департамента проектирования. технической политики и инновационных технологий ГК "Автодор"


Что удалось сделать за год в отрасли

Одним из наиболее ярких и запоминающихся стало выступление Дмитрия Орлова, генерального директора «Газпромнефть – Битумные материалы». В его докладе были актуальные отсылки к технологиям искусственного интеллекта, который, по словам спикера, «уже завтра будет нашим полноценным инструментом, станет партнером в создании новых рецептур и материалов, моделировании свойств битумных вяжущих, проектировании, строительстве и эксплуатации дорожных объектов».


Дмитрий Орлов.jpg

Дмитрий Орлов, генеральный директор "Газпромнефть - Битумные материалы" 


Он отметил значимую роль конференции в формировании актуальных предложений, которые задают вектор развития российской дорожной отрасли. С первого мероприятия в 2012 году профессиональным сообществом было принято 10 резолюций, включающих 82 решения. Аудитория «PRO Битум и ПБВ» за двенадцать лет выросла в 8 раз. По традиции на каждой встрече проводится анализ исполнения решений, принятых годом ранее.


Важным пунктом резолюции 2022 года стала выработка механизмов импортозамещения битумных материалов. Как отметил Дмитрий Орлов, в этой части проведено множество мероприятий и можно сказать, что импортозамещение по битумам и битумопроизводной продукции успешно реализовано. Доля отечественных материалов на рынке дорожного строительства достигает 90 %. Сейчас в фокусе технологического суверенитета – импортозамещение техники для укладки асфальтобетона и оборудования для асфальтобетонных заводов.


Также за год удалось продвинуться в вопросе внесения изменений в ГОСТ 33133-2014 по температуре отгрузки, транспортировки и хранения битума. Следующий исполненный пункт – организованы ежегодные межлабораторные сравнительные испытания битумных вяжущих и асфальтобетонов. Показатель воспроизводимости результатов испытаний по определению показателей качества битумных вяжущих превышает 90 %.


За годы проведения конференции неоднократно поднимался вопрос дорожного образования. В 2022 году сделаны серьезные шаги в этом направлении: создан Отраслевой учебно-методический центр образования в сфере дорожного хозяйства на базе РУТ (МИИТ), а также разработана и представлена новая концепция дорожного образования.


Другой вопрос касается стандартизации битумных терминалов. В среднем ежечасно в стране выпускается более 1200 тонн продукции – это минимум 50 битумовозов. Чтобы вывезти этот объем с непрерывных производств, требуется отгружать битумовоз каждую минуту. При этом часть битума попадает на битумные терминалы. И необходимо поддержать работу по подготовке предложений по разработке требований к таким объектам.


Актуальные вопросы – 2023

Также в качестве одного из значимых аспектов развития дорожной отрасли Дмитрий Орлов обозначил развитие битумных терминалов. Битумные терминалы – одно из основных звеньев вторичной битумной логистики, обеспечивающее бесперебойные поставки битума для дорожного хозяйства. До 90% битумов, произведенных в низкий дорожный сезон, используется на пике спроса. Сегодня общая емкость хранения битума составляет порядка 1,4 млн тонн. Открытыми остаются вопросы отсутствия статистической отчетности по терминальному хранению в России, нахождению значительной доли битумных терминалов в «серой» зоне рынка, отсутствия единого подхода к классификации битумных хранилищ, единых технологических требований, стандартов и регламентов хранения и перевалки битумных вяжущих.


Также в своем докладе Дмитрий Орлов обратился к вопросу ценообразования. Существенным фактором формирования цен на битумном рынке является рост тарифов на перевозку битумов. За три года тарифы на автомобильную перевозку выросли на 37 %, железнодорожную – на 40 %. Тревогу вызывают проблемы с логистикой на восточных направлениях. «Предлагаем включить в резолюцию пункт о приоритетах ж/д перевозок битума, в том числе контейнерных, для отгрузки потребителям на восток страны», – сказал эксперт.


Также, по его словам, необходимо актуализировать перечень технологий и материалов, применяемых в дорожном строительстве, усилить методы контроля за видами работ и применением материалов.


ПБВ – растет

В заключение докладчик представил анализ мировых рынков битума и строительства дорог. В 2022 году рынок битума после снижения 2020–2021 гг. перешел к росту и, по оценкам мировых экспертов, достиг 115 млн тонн. Потенциал производства битума в России превышает 14 млн тонн в год.


Отечественный рынок ПБВ, напротив, показал рост – в 2022 году объем производства увеличился на 9 % и приблизился к знаковой цифре в 1 млн тонн. Потребление ПБВ в России за год выросло на 21 %.


Дмитрий Орлов отметил, что цены на битум позволяют российской продукции конкурировать на мировом рынке, и это будет способствовать дозагрузке мощностей в сезоне-2023.


За два дня работы конференции эксперты отрасли также обсудили целый ряд актуальных тем, в том числе развитие программы межлабораторных испытаний битумных вяжущих в независимых лабораториях и подведомственных учреждениях, функционирование рынка в условиях внешних ограничений, переход на импортозамещение, принципиальные изменения в нормативном обеспечении и системе ценообразования.


Организаторами «PRO БИТУМ и ПБВ» выступили «Газпромнефть – Битумные материалы», «Роснефть Битум» и СИБУР при поддержке Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Автодор».


Газпромнефть - Битумные материалы 




Все материалы  рубрики «Нефть и Газ»




06.06.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости