Остались вопросы

Электронный аукцион по правилам 2022 года

40e.jpg

Юрий Лавров, кандидат юридических наук, ректор ЧОУ ДПО Университет «Кластер»


С 1 января 2022 года правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд претерпело существенные изменения.


                Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) впервые преобразился в таких серьезных масштабах: сокращено количество конкурентных процедур закупок, во многом изменены правила их проведения, введены нормы об оформлении результатов приемки товаров, работ и услуг в электронной форме, установлена «универсальная» предварительная квалификация участников закупок на сумму от 20 млн рублей и т. д.


                Не стал исключением и такой способ закупки, как электронный аукцион, уже давно известный заказчикам и участникам закупок по ряду причин.


                Во-первых, это была первая процедура, которая проводилась в электронной (а не «бумажной») форме еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».


                Во-вторых, удобство электронного аукциона привело к широкомасштабному его использованию большинством заказчиков в нашей стране. Было значительно проще систематически разрабатывать документы под идентичные процедуры и соблюдать сроки проведения.


                В-третьих, само государство всегда подталкивало к использованию данной процедуры за счет установления т. н. аукционного перечня товаров, работ и услуг [Товары, работы и услуги, установленные Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» запрещены к закупке в форме конкурса. В качестве альтернативы заказчики чаще выбирают электронный аукцион.].


                Здесь парадоксально, что законодательство называет конкурс наиболее приоритетным способом закупки при условии, что нет никакого юридически установленного приоритета использования этой процедуры.


                Четвертое, что хотелось бы отметить, – электронный аукцион показывает хорошую экономию средств, так как психологически участники под воздействием азарта в онлайн-формате склонны понижать свои цены, видя, как это делают другие. Конечно, это не всегда положительно сказывается на возможности исполнить контракт и конкурентной среде соответствующего товарного рынка.


                Поскольку современная редакция Закона о контрактной системе изменила многое в привычных нам правилах проведения электронного аукциона, рассмотрим основные из них, которые наиболее существенны для участников закупок.


                1. Ст. 43 Закона о контрактной системе теперь устанавливает требования к содержанию заявки на участие в конкурентном способе закупки. Данная норма имеет отношения ко всем конкурентным закупкам, и в рамках подготовки к любой закупке необходимо будет обращаться в указанной статье. Как итог: мы получили единый подход к содержанию заявки во всех процедурах и неудобство обращения к разным статьям закона при ее подготовке.


                2. Значительно преобразовалось содержание заявки именно на электронный аукцион, и сейчас она не имеет первой и второй частей, как ранее. Теперь заявка рассматривается комиссией по закупкам заказчика всецело после проведения торгов и может быть отклонена как по предложению участника относительно товаров (например, отсутствие конкретных показателей товара), так и по информации и документам, характеризующим его (отсутствие лицензии или членства в саморегулируемой организации, к примеру). Все это сокращает время проведения процедуры, что удобно обеим сторонам заключаемого контрактам по ее итогам. Кроме того, такой формат проведения электронного аукциона увеличивает степень анонимности участников: до заказчика информация физически не сможет дойти до определения лучшего предложения на торгах.


                3. Подавая заявку на электронный аукцион, каждый участник автоматически допускается до «игры» на нем, а сама торговая процедура проходит всегда через два часа после окончания срока подачи заявок. Здесь следует обратить внимание, что электронные аукционы могут выпадать на «неудобное» для участников из других регионов время, так как контрактная система открыта к любым участникам закупок вне зависимости от места их нахождения. При этом заказчик устанавливает время окончания подачи заявок, «привязанное» к его часовому поясу (как правило, на конец рабочего дня) и для участников из других субъектов Федерации время проведения торговой сессии может быть ночным. Для преодоления таких неудобств целесообразно устанавливать т. н. робот, подающий ценовые предложения на соответствующей электронной торговой площадке до минимального предела, установленного участником закупки.


                4. Действующая редакция Закона о контрактной системе сократила время на подачу ценовых предложений, и теперь оно составляет четыре минуты с момента последнего предложения (против десяти минут, которые были определены по старым правилам). Сами торги по электронному аукциону теперь ограничены пятью часами, за пределами которых они будут автоматически прекращены. Ранее торговая сессия могла длиться без ограничения времени.


                Таковы самые основные изменения в проведении электронных аукционов, которые следует учитывать участникам закупок в 2022 году. Можно резюмировать, что большинство из них упростили и ускорили проведение закупок, однако адаптация к работе по новым правилам требует внимательного отношения к деталям Закона о контрактной системе.





Журнал «Архитектура и строительство» № 1(4) 2022

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.