Остались вопросы

«Таврида». Крымская «дорога жизни»

 27 августа открылась главная транспортная артерия Крыма – трасса «Таврида», протянувшаяся от Керчи до Севастополя. Дорога построена по уникальным технологиям, которые впервые применили в России, и обошлась почти в 150 миллиардов рублей.

   

Путь открыт!


Трасса «Таврида» – важнейший объект инфраструктуры Крыма наравне с новым терминалом аэропорта Симферополь и Крымским мостом. Движение по новой дороге открыл Президент России Владимир Путин, который проехал за рулем Aurus по пятому участку трассы. «Другой уровень, другой мир… Конечно, впечатляет. Красиво», – поделился впечатлениями глава государства.


AiS3(157)vn_2_2.jpg   AiS3(157)vn_2_1.jpg


Теперь по четырехполосной дороге протяженностью 250,7 км можно добраться от Керчи до Севастополя за два­три часа. Раньше в курортный сезон у водителей на это уходил весь день. Трасса «Таврида» проложена в обход населенных пунктов, что позволяет разгрузить их дорожную­уличную сеть и улучшить экологию. За сутки по трассе смогут проезжать до 40 тыс. автомобилей.


Закладку памятного камня, символизирующего начало строительства, провели 12 мая 2017 года в Белогорском районе Крыма. Проект разбили на семь этапов – шесть по территории Республики Крым и один до Севастополя. Рабочее движение по двум полосам новой дороги было открыто уже в конце 2018 года. Старт движения в четырехполосном варианте был намечен на сентябрь 2020 года, а в декабре «Тавриду» официально введут в эксплуатацию и передадут на обслуживание Росавтодору.

 

Асфальт по крымскому «рецепту»


Трасса «Таврида» – второй по стоимости объект Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя. Первоначально она оценивалась в 79 млрд рублей, но затем эта цифра не раз пересматривалась. Итоговая цена контракта составила 149,3 млрд рублей.


AiS3(157)vn_2_5.jpg



Для строительства новой дороги было изъято около 2 тысяч земельных участков, снесено 27 жилых домов. Правда, гражданам, чье жилье попало под снос, выплатили компенсации. Объект включает 93 моста и путепровода, 18 развязок и 30 надземных пешеходных переходов с лифтами для маломобильных групп граждан. Чтобы обеспечить расчетную скорость в 120 км/час, на всем протяжении трассы нет пересечения с другими дорогами в одном уровне, отсутствуют резкие подъемы и спуски. Для этого строителям приходилось срезать холмы и делать 16 ­метровые насыпи.


AiS3(157)vn_2_3.jpg   AiS3(157)vn_2_4.jpg


Асфальт, использованный для «Тавриды», тоже уникальный, созданный специально для Крыма. Впервые в России проектом строительства трассы предусмотрено устройство пакета верхних слоев дорожной одежды из асфальтобетонной смеси. Инновационная методология объемно­функционального проектирования состава максимально учитывала климатические особенности района строительства, а также транспортную нагрузку за весь период службы дороги. «Крымский» асфальт не дает покрытию плавиться в летнюю жару, создавая колейность, и защищает от появления трещин зимой. На российских дорогах такая модель применена впервые. Эксперты утверждают, что новую дорогу не придется ремонтировать в ближайшие 40 лет.

 

Не конец истории


Трасса «Таврида» построена в беспрецедентные сроки – менее чем за 3,5 года. Для соблюдения графика работы велись круглые сутки одновременно на всех этапах. В пиковые периоды при совмещении работ на разных участках количество задействованного персонала превышало 5000 человек.


Судя по тому, какие высокие оценки дали новой трассе президент и другие участники церемонии открытия, подрядчик не подвел. «Твердая пятерка», – так оценил работу строителей министр транспорта РФ Евгений ДИТРИХ. «Когда подводишь итоги больших строек, причем качественно выполненных, всегда вспоминается, как это было, как это начиналось. И могу сказать, что в Крыму дорожники потрудились очень плотно, очень мощно, очень результативно», – добавил он. Глава Республики Крым Сергей АКСЕНОВ назвал «Тавриду» «дорогой жизни», одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры полуострова и всего юга России.


Стоит сказать, что ранее компания «ВАД» отметилась ремонтом Невского проспекта, Дворцовой набережной, Выборгского шоссе в Санкт­Петербурге, строительством VIP­дороги в Пулково, трассы «Сортавала», участков трассы «Скандинавия» и других дорог на северо­западе России.


Впрочем, история трассы на этом не заканчивается. Подрядчик займется строительством восьмого этапа трассы в Севастополе, которая идет от примыкания седьмого этапа к Президентской дороге до Ялтинского кольца. Кроме того, ведется строительство ответвления «Тавриды» на Евпаторию: в следующем году в эксплуатацию сдают первый этап трассы Симферополь – Евпатория – Мирный, и уже ведется проектирование второго этапа – от Скворцово до Евпатории. Полное завершение строительства трассы запланировано к концу 2023 года.

 

Другие открытия «Тавриды»

 

Перед началом строительства на всем протяжении трассы выполнили подготовительные работы, которые вызвали настоящий археологический бум.

 

На каждом участке от Керчи до Севастополя обнаружены ценные находки. Найдены поселения, оборонительные сооружения, некрополи и курганные группы, относящиеся к периоду среднего бронзового века (XVII­XV вв. до н. э.), к эпохе эллинизма (IV– III вв. до н.э.), ко времени процветания Римской империи, а также к позднеантичной и хазарской эпохам. Одной из самых масштабных находок стал неразграбленный некрополь «Фронтовое 3» на севастопольском участке «Тавриды». Найдено около 200 могил, относящихся к II–IV века н. э. В погребениях обнаружены стеклянная посуда, керамические сосуды, браслеты, подвески, зеркала, амулетницы и прочие артефакты.


В числе других находок – мост и фрагмент дороги, построенные по приказу князя Потемкина к визиту в Крым Екатерины II. Для того чтобы сохранить этот объект, проект строительства трассы решили скорректировать.


Работы по разминированию проведены на площади в 2,5 тыс. га. Специалисты обнаружили свыше 73 тыс. ферромагнитных предметов. Помимо этого, найдены останки десяти бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны.


Но самое потрясающее открытие мирового масштаба сделано во время земляных работ в районе поселка Зуя – в 15 км от Симферополя. Строители вскрыли купол неизвестной ранее пещеры протяженностью около 1700 метров. Она простояла нетронутой более 50 тысяч лет – ее естественный вход был «запечатан» породой, а низкая влажность внутри превратила подземную полость в палеонтологическую кунсткамеру. В пещере обнаружены уникальные одноклеточные микроорганизмы и останки древних животных, живших более 1,5 миллиона лет назад – саблезубого тигра, медведя, гиен, бизонов, оленей и носорогов.


Чтобы сохранить пещеру, которой ученые дали название «Таврида», строители возвели подземную консоль – бетонное перекрытие толщиной в 1 метр и длиной в 130 метров, с опорой на 95 свай. Пещеру превратят в крупный научно­-исследовательский и туристический центр, и часть объекта оборудуют для проведения экскурсий. Рядом будет развернут ландшафтный парк и геологический музей под открытым небом. Открыть комплекс планируется в следующем году.

 

 

 

Журнал «Архитектура и строительство» № 3(157) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.